Андрей Щупов

1. НУЖНО ЛИ ПИСАТЬ?

В самом деле, для начала полезно разобраться в себе, в мотивах – зачем и для чего вы беретесь за перо? Если не знаете, если просто очень хочется, – пишите! Если подталкивают амбиции и ложные иллюзии, лучше не надо. Дорога современного писателя очень и очень сложна, зачастую неблагодарна. Нужно очень верить в себя, нужно что-то и впрямь иметь за душой, дабы получились книги – и книги хорошие. А плохих, увы, без того кругом многие миллионы и миллионы.

2. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Опять же – с чего хотите, выбор за вами. Но будет грамотнее, если вы начнете с малых форм – сказки, эссе, статьи, рассказы. Опробуйте свое творчество на близких и главное – понимающих толк в литературе людях. Если есть возможность, попробуйте сотрудничать с газетами и журналами. Те же статьи – хороший абразив и тренаж для любого писателя. Не сумеете справиться с простенькой статьей, возможно, и нет смысла браться за нечто художественное?

3. КАК ПИСАТЬ?

Здесь у каждого писателя свой особый талмуд советов, не всегда пригодных для посторонних. Одни ждут творческого ветра и вдохновения, другие усидчиво и каждый день кропают по нескольку тысяч знаков. Приемлемо и то, и другое. И все-таки важен мотив, важно то, что в первую очередь подталкивает к писательскому столу. Сюжет, настроение – попробуйте расставить все по полочкам. Не удается, начинайте писать вслепую и разбирайтесь на ходу.

Лучшие учителя – это книги признанных мастеров. Не всегда их список может совпадать с вашими любимыми именами, и здесь есть повод серьезно задуматься. Если в числе любимых нет ни одного классика, то, возможно, стоит заняться сначала чтением, а не писательством? Добавлю, что талантливые книги индуцируют идеи, сюжеты, зажигают на работу.
Прекрасный прием: попробовать переписать от руки понравившийся абзац, страничку. Текст увидится совершенно иначе, тайна, которая не давалась раньше, возможно, раскроется.

Редактура и еще раз редактура! Умейте править свои тексты сами. Поначалу это будет весьма непростая работа, но не забывайте, классики переписывали свои произведения десятки раз.

Черпайте живые материалы из жизни, наблюдайте за людьми, запоминайте сотни интереснейших мелочей, не варитесь в собственном соку. И уж совсем нелепо переписывать сюжеты из компьютерных игр или телевизионных сериалов.

Прототипы, списанные с потолка, как правило скучны и нежизненны. Между тем, Толстой свою Анну Каренину писал сразу с трех знакомых ему женщин, а Вронского с реального офицера. Знаменитого Тома Сойера Марк Твен также взял целиком из своего детства, как и городок, где случились все главные события. То же самое можно сказать о Фазиле Искандере (Детство Чика), Джеке Лондоне, кропотливо собиравшем истории покорителей Аляски и множестве иных замечательных авторов. Наши герои разгуливают вокруг, помните об этом, учитесь видеть их и слышать.

3. ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ЛИТЕРАТУРЫ?

Прежде всего, радостных моментов от игры и работы со словом. Получившиеся рассказ, повесть, роман – это всегда победа и всегда событие. И не столь важно, как это будет оценено окружающими. Кстати, если вещь, действительно, замечательная, то и оценка не замедлит себя ждать, и публикация рано или поздно случится.

4. КАК ПУБЛИКОВАТЬСЯ?

Вопрос – сложнее не придумаешь. Но и превращать это в неодолимое препятствие, не стоит. Есть литературные сообщества, вступайте в них, обменивайтесь информацией, делитесь советами. Есть масса литературных конкурсов – больших и маленьких, – участвуйте в них. Шансы победителя напечататься серьезно возрастают. Если вы уверены в написанном, отвечаете за каждую страницу, начинайте предлагать вещь издателям. Это и журналы, и книжные редакции. Не отчаивайтесь, встречая молчание и отказы. Практически все писатели проходят через это. В какой-то степени, это тоже закалка. Не верящие в себя сходят с дистанции, настоящие писатели практически всегда добираются до финиша.

Поэтому открытий на этом тернистом и волшебном пути, удач и побед!