Светлана Лаврова детский писатель

Совет первый: если вам не хочется писать – не пишите. Это не относится к школьным сочинениям и контрольным по математике. В этом жанре вы должны уметь работать, даже если совершенно не хочется. А вот если запланировали сегодня написать рассказ, а настроение вообще нет – не стоит и мучиться, выдавливать из себя то, чего у вас внутри еще нет. Пусть оно там образовывается потихоньку. «Ни дня без строчки» - совет классика, но вы пока не классик, при всём моём к вам уважении. И я не классик. Другое дело, что при определенном опыте и насущной необходимости можно вполне прилично писать, даже если неохота: например, надо срочно сдавать материал в газету. Но вам-то это необязательно! Ну и не насилуйте себя.

Совет второй: если вам хочется писать – пишите. Дело в том, что настроение приходит иногда в самый неподходящий момент: в маршрутке, в гостях, за обедом или когда вы уже спать легли. Всё бросайте и вперед! Потом кураж может пройти, и вы потеряете что-то, чему нет возврата. Этот совет очень неудобен в житейском плане – вряд ли мама обрадуется, если вы бросите недоеденный суп или недоученную геометрию  и полетите записывать родившиеся у вас строки.

Разбирайтесь по ситуации, не обижая маму. Кстати, совет третий, не относящийся к литературе: вообще не обижайте маму.

Совет четвертый: крепко подумайте, в каком жанре собираетесь работать. Рассказ при своей кажущейся простоте – жанр очень коварный. Его сложно писать, потому что в конце должно быть нечто, что я обозначаю как «взрыв» - что-то неожиданное или очень сильное или… ну, не знаю, «взрыв» в общем. У меня вышло 45 книг и написано еще более 20 – но я не умею писать рассказы. Сказка проще для написания – но есть опасность написать скучно. А скучная сказка вообще не имеет права на существование. Повести и романы начинающего писателя не должны вмещать много героев. Потому что сначала автор «держит» героев, а потом они разбредаются кто куда и перепутываются. Даже некоторые совсем хорошие и опытные авторы не могут «держать» большое количество героев, тем более это сложно для вас. Это относится и к живописи: например, считается, что изумительный художник Крамской гораздо хуже писал многофигурные композиции, чем картины с небольшим количеством героев.

Совет пятый: продумайте героев. Пусть каждый говорит своим языком, у каждого будут свои особенности характера, речи и прочее. Неинтересно, когда пять друзей говорят абсолютно одинаково.

Совет шестой: насчет составления плана произведения ничего советовать не буду. Полагается сначала составить план и всё продумать. Это удобно и правильно. Но я так почти никогда не делаю, только в редких случаях (и получается не очень). Тут уж сами разбирайтесь, нужна вам жёсткая рамка или нет. При малом опыте это полезно.

Совет седьмой: не пишите назидательно. Читатель всё поймёт, обидится и поступит наоборот. Если вы придумаете идеально прекрасного героя и будете его хвалить в течение всей повести, читатель сочтет его жутким занудой и назло вам проникнется симпатией к отрицательному персонажу – нехорошему, но обаятельному и по-человечески понятному. Вообще положительных героев труднее писать, чем злодеев.

Совет восьмой: если вам не очень хочется быть писателем – не будьте им. Дело это сложное, неблагодарное, не очень денежное (хорошим бухгалтером быть намного выгоднее, а врачом – намного интереснее). Вас будут обижать очень много людей и не понимать еще больше. Только если вы не можете не писать, если вы испытываете несказанное счастье, творя миры и рождая героев – только тогда имеет смысл заняться нашим ремеслом.

Совет девятый: не слушайтесь этих советов, потому что каждый человек решает для себя – и ничьи советы не помогут!