Питання Командорові
Если встречусь с Богом, сам ничего ему не скажу. Начинать разговор с Создателем первому мне кажется неуважительно (если только это не молитва). А если Господь о чем-то спросит меня, постараюсь ответить с полной искренностью…
У меня нет любимых программ, я вообще терпеть не могу телевидение. И аккаунта у меня нет. По правде говоря, я даже не знаю, что это такое.
Запахи в моей (и думаю, что не только в моей) жизни значат очень много. Я люблю запах морской воды, дыхание мокрых тополей после дождя, аромат свежего хлеба, воздух библиотек, в которых собрано много старых книг… А самый любимый – это, пожалуй, запах цветущих одуванчиков. Помню, как ребенком зарывался лицом в гущу желтых мохнатых головок и не мог надышаться…
Георгий, я сам никого не убиваю в своих книгах. Героев убивают обстоятельства, о которых писатель рассказывает. А обстоятельства жизни иногда бывают жестокими. И если автор станет писать только про ситуации, где все розово и лучезарно, его книгам никто не поверит. Такова действительность…
А думают мои герои про меня по-разному — в зависимости от своих характеров и от того, какими я их обрисовал…
У меня есть роман «Голубятня на желтой поляне», в котором астронавт Ярослав Родин говорит агрессивно настроенному инопланетянину: «Счастье – когда счастливы те, кого ты любишь. И когда они есть – те, кого ты любишь…» Ничего не могу добавить к словам своего героя.
А собак я в самом деле люблю. А еще больше – кошек. Особенно своего старенького кота Тяпу. Беспокоюсь за него: ему почти восемнадцать лет и он, бедняга, еле носит ноги (как, впрочем, и я…) Хотя, это не мешает нам чувствовать себя счастливыми, когда мы вдвоем сидим в кресле перед телевизором. Потому что в жизни у нас было немало хорошего…
Ярик, все ответственны за то, что происходит на войне – и командиры, и солдаты. Каждый – в меру своего понимания справедливости и своего долга. А вообще вести беседы на такие вопросы мне трудно, потому что война — явление, выходящее за рамки нормальной человеческой природы.
Ярик, солдат посылают в бой командиры, генералы, политики – те кто руками рядовых бойцов пытаются достигнуть своих целей. И солдаты вынуждены воевать, подчиняясь приказу, присяге и необходимости защищать свой дом и свою страну.. Бывает, что после войны они не чувствуют большого зла к своим бывшим противникам, потому что видят в них таких же солдат, оказавшихся по воле случае по другую сторону окопов. Не думаю, что оказавшись в чистилище, они стали бы сводить счеты друг с другом. А Бог, мне кажется, воздаст сполна тем, кто отправлял рядовых солдат в кровавую мясорубку войны…
Самому про себя понять это очень трудно. Такой вопрос должен решать кто-то другой, глядя со стороны. Я вот про себя до сих пор не могу определить: талантлив в какой-то степени или так себе? Правда, мой друг тряпичный заяц Митька иногда ворчит: «Ладно придуриваться-то. Вон сколько книжек настрогал…» Но ведь книжек может быть много, а достаточно ли в них таланта?
Могу похвастаться: сочинения писал хорошие. В математике был полный профан, в химии не разбирался, а рассуждать о литературе умел. И даже в университет поступил благодаря этому умению, хотя были тройки в аттестате — написал вступительное сочинение на отлично
Какой парусник снимался в «Острове сокровищ» 1982 года, я не знаю, нигде не нашел данных. Впрочем, не очень и жалею, потому что этот скучноватый (на мой взгляд) трехсерийный фильм не очень мне нравится. Гораздо больше я люблю «Остров сокровищ» 1971 года. И снятый в нем парусник Испаньола» тоже люблю. В 1972 году мы с ребятами из моей флотилии «Каравелла» дважды были в гостях у экипажа и капитана «Испаньолы», она стояла тогда в Севастопольской бухте, у Инкерманского причала. На ней служил мой друг – моряк, художник и писатель — Евгений .Иванович Пинаев. «Испаньола» - это бывший херсонский дубок «Клим Ворошилов», для съемок его старательно перестроили, придали старинный вид… К сожалению, судьба у этого судна печальная: вскоре его подняли на берег в Ялте и превратили в кафе…
А еще есть довоенный вариант «Острова сокровищ», в нем снималась трехмачтовая баркентина «Вега» (не надо путать с другой «Вегой», которая была учебным судном в 60-х годах).
Попутно сообщаю, что в многосерийной кинокартине «Дети капитана Гранта», в образе яхты «Дункан», снята трехмачтовая шхуна «Кодор». В конце 60-х она была учебным судном на Балтике, там служил тогда штурманом замечательный моряк Захар Абрамович Липшиц, которому я посвятил повесть «Пистолет капитана Сундуккера». С Захаром мы познакомились на «Кодоре» в 1969 году и дружим до сих пор.