Сегодня мы поговорим о произведении Александра Шабалкова «Нет, вы не подумайте…». Возраст автора 17 лет.
Вначале перечтем рассказ, чтобы представлять о чем пойдет речь:
«НЕТ, ВЫ НЕ ПОДУМАЙТЕ...»
Просыпаясь в 6 часов утра, мысль всегда была одна, ну, иногда две. Три мысли было лишь поначалу. Началось это давно, уже не помню когда. Ровно в 00:00 я отрубался и ровно в 06:00 вставал. Сначала думал только о том, почему я так просыпаюсь и так засыпаю. Вторая мысль была: из-за чего, так происходит. А вот третья была только утром. Когда просыпаешься в шесть утра, очень хочется ЕСТЬ! И не ясно почему, из-за чего. Но есть хотелось, прям голод был такой, что готов был быка съесть, как говорится. Нет, вы не подумайте, я не обжора, да я вообще не очень много ем. Но утром, после ночи, я удивлял сам себя.
Просыпаясь, я шёл сначала не в ванную умываться, а на кухню есть. Там завтрак из 5 блюд, десерт, и чай. Мыл руки прямо в кухонной раковине. Нет, вы не подумайте, я не грязнуля, обычно я очень даже чистоплотный, но утром по-другому не получалось. Когда же я съел два вида супа, печёную картошку с куриной грудкой и длинные итальянские макароны с копчёными сосисками, яичный десерт-пудинг и чай с овсяными печеньями, я успокоился. Мой бзик прошёл, мои тараканы в голове наелись, крыша встала на место. И после этого с хорошим настроением, налегке шёл в ванную умываться. Умывался я прилежно, долго и качественно. Я ведь чистоплотный, а не какой-нибудь грязнуля. Потом шел одеваться. Одевался я модно, со вкусом, с изюминкой. Оделся и пошёл на работу.
Работал я ответственно и весело. Мне вообще нравится работать. Нет, вы не подумайте, я не трудоголик, просто трудолюбивый. После работы я обычно ходил развлекаться. Шёл в клуб, по пути заходил в магазин за 2-3 бутылками пива. Не очень алкогольными, но и не вода.Нет, вы не подумайте, что я очень сильно люблю выпить, просто в клубе это стоит дороже, да и разговаривать так легче. Приходя в клуб, я знакомился сразу с 2-3 девочками. Мы выпивали, гуляли, уединялись втроем или вчетвером. После чего расходились в разные стороны клуба. Они дулись на меня. А я их уже забыл. И шёл знакомиться с другими. К 22:00 я уже побывал почти с половиной девушек в клубе. Нет, вы не подумайте, я не кобель, просто я любвеобильный.
После клуба я уходил протрезветь. Доходил до речки. И с разбегу в одежде прыгал в речку. Переплывал вплавь на другой берег. На другом берегу я уже был абсолютно трезвым, поэтому я вылезал из воды и садился на ближайшую скамейку. Думал о вечном, о великом, о прекрасном. Нет, вы не подумайте, я не философ, просто иногда приятно поразмышлять о таких вещах. После таких мыслей я снимал все вещи, которые не успевали высохнуть, и выкидывал их в речку, потом полуголый шёл по набережной в сторону своего дома.
Интересные иногда люди попадались. Не только парочки, но и ночные бабочки. Иногда попадались романтики и учёные. Иногда барды, да вообще много разных. Иногда завязывалось случайное знакомство. А иногда и нечто большее. Нет, вы не подумайте, я не такой, я порядочный, но иногда попадались особенные люди. После таких знакомств настроение повышалось процентов на 30. Хотелось посмотреть на звёзды, на луну, обнять любимую и так сидеть очень долго, может, даже всю ночь. И вот когда уже почти сделал всё что хотел, я заходил в ближайшие кафе или ресторан. Заказывал средний ужин, ну или чуть меньше и вкуснее, но обычно выходило дороже, чем я думал. Но мне было всё равно.Нет, вы не подумайте, я не богатый, но денег на такую жизнь хватало. После ужина я уже ничего не соображал. Время близилось к 00:00. Я уже начинал засыпать. Поэтому шёл к ближайшему месту, где можно лечь. Приходил, ложился и смотрел то на себя, то на часы, и мне уже было всё равно, что я не дома, или то, что это не правильно. Всё равно, ровно в 06:00, я проснусь дома в своей кровати, с абсолютно пустым желудком и зверским голодом. И вот на моих часах появляется надпись 00:00 И я отрубаюсь, особенно ни о чем не заботясь. И как всегда, ничего не планируя на утро.
Всё равно всё будет, как всегда. Ничего особенного. После моего отключения у меня в мозгу в течение 5 минут проскальзывает множество мыслей. Первая - сон. Вторая - сплю. А вот дальше сложнее. Может, это всё один большой сон. Или я в психушке под наркозом. Или это всё просто бред. Нет, это не бред. Хотя не знаю... И примерно через 5 минут, когда мысли иссякали, я просыпался, и всё начиналось сначала.
Кухня, ванная, работа,
Клуб, купание, встреча,
Ресторан, скамейка, сон.
И так уже очень много лет...
Нет, вы не подумайте, я не один такой. Таких много. Поверьте! Всё это со стороны бред, сумасшествие. Но это со мной уже много лет. И я к этому привык. Для меня всё это нормально. Это мой стиль жизни.
Нет, вы не подумайте, я не сумасшедший, я только учусь...
Подкупает искренняя попытка Александра прикоснуться к такой сложной теме, как бесцельность жизни, не одухотворенной любовью, творчеством или хоть каким-то смыслом, да простится мне это высокопарие... Сам терпеть не могу пафоса, но, просто таки встают перед глазами многочисленные персонажи А.П. Чехова. Например, тот же Ионыч...
Итак, герой рассказа живет жизнью, в которой все предопределено. События в его жизни повторяются. Это какой-то закольцованный конвейер. Автор замечательно чувствует своего героя и вполне убедителен в его, так сказать, шкуре. А умышленно повторяющаяся фраза : "Нет, вы не подумайте...", очень хорошо подчеркивает цикличность, повторяемость событий случающихся с героем.
Что еще мне понравилось... Например, то, что рассказ написан от первого лица. Достоинство работы от первого лица, это максимальное приближение читателя к персонажу. Сложность в том, что этот ракурс требует от автора максимальной точности и стесняет его. Ведь при таком ракурсе, автору приходится, буквально, следовать за своим героем... Тогда, как от третьего лица, автор волен отстраняться, как угодно: "Павел вошел в реку и поплыл. Он не мог знать, что в верховьях Амазонки разметало плот и огромные кипарисовые стволы устремились вниз по течению. Он не мог знать и того, что одно из этих бревен вскоре настигнет его на середине реки и тогда... И тогда его однообразная жизнь навсегда перестанет существовать. И начнется другая. Непредсказуемая. Полная приключений. Новая. Та жизнь, в которой нельзя будет ничего предвидеть и предугадать. Как часто, дорогой читатель, мы мечтаем о такой приключенческой жизни! Но еще чаще, мы пугаемся, когда она наступает. Почему это с нами происходит? А Павел между тем, плыл навстречу своей судьбе и тд..."
Еще рассказ хорош тем, что написан словами, характерными для героя рассказа. Ведь очевидно, что герой-рассказчик не престарелый профессор с кафедры лингвистики областного университета, чтобы выражаться правильным русским языком.
Теперь о слабых местах рассказа. Они тоже есть. У рассказа очевидно нет финала, некой ударной точки. Простой констатации явления или факта мало. Герой последней фразой просто констатирует свое нынешнее положение:"... Для меня всё это нормально. Это мой стиль жизни", "Нет, вы не подумайте, я не сумасшедший, я только учусь...". Герой не шокирован своим открытием, если только для него это открытие. Наверное, герой думает продолжать жить по прежнему. Вот научится, и перестанет замечать ненормальность бесцельной жизни. Но и нас не шокирует открытие героя, которое для нас вовсе и не открытие - мы-то, читатели, знаем, что так бесцельно действительно живут многие. А герой рассказа, столь многозначительно заявляющий столь очевидные для читателя истины, предстает в его глазах, ну, скажем, наивным гражданином.
Обратимся к знаменитому фильму "День сурка". Фильм напоминает наш рассказ. Герой фильма тоже не может выбраться из заколдованного круга. То он повеса, то романтик, то хохмач - герой фильма перебирает, кажется все возможные варианты ПРОЖИТИЯ СВОЕЙ (НАШЕЙ: ЧИТАТЕЛЯ, ЗРИТЕЛЯ) ЖИЗНИ. Вначале, такая ситуация героя фильма забавляет. И лишь осознав бессмысленность своего существования, герой принимается искать путь к побегу. Но, ничего не помогает! Каждое новое утро, он опять просыпается в одно и то же время, под одну и ту же издевательскую мелодию будильника. И вдруг! Когда мы, зрители уже отчаялись, в финале ему удается сбежать! Так вот не будь этого вдруг, фильм вряд ли состоялся бы...
И все же, замечательна и очень похвальна сама попытка автора работать с такой действительно сложной текстурой.
Теперь мелочи, которые может быть и не мелочи. :)
Первый абзац рассказа, так сумбурен, что я вначале подумал, будто автор умышленно скомкал его и это такой прием. Но в таком случае, он должен быть где-то ниже по тексту поддержан. Например, в конце рассказа. Но так как, этого нет, я вынужден думать, что эта группа предложений, просто неудачно прописана. (Прием, если это прием, для читателя должен быть настолько очевидным, чтобы читатель понимал, что это прием, а не досадная ошибка-очепятка автора. Пример удачного приема здесь, это рефрен фразы «Нет, вы не подумайте…». Или, представим,что у меня в тексте человек заикается. Если я пропишу в его прямой речи это заикание только один раз, то читатель подумает, что у меня на компе заело клавишу, или я просто нечаянно поставил лишний пробел. Поэтому, даже если персонаж произносит только одно слово, я «разорву» его два раза. Если, конечно, не припишу отдельно: Петр заикается.)
Пример несогласованного предложения:"Просыпаясь в 6 часов утра, мысль всегда была одна, ну, иногда две." Мысль спала одна? Вариант - у кого была мысль? Хочется втиснуть в предложение местоимение "у меня". Или переписать предложение. Например, так: "Просыпался в шесть утра я всегда с одной мыслью. Ну, иногда с двумя".
"Три мысли было лишь поначалу". - Поначалу чего?
"Началось это давно, уже не помню когда". - Что началось? Если автор про то, о чем расскажет в дальнейшем, то нужно намекнуть, интригуя читателя, что про "это" он ему расскажет далее.
"А вот третья была только утром." - А первые две мысли разве не утром?
И так далее...
Итог:
Рассказ по замыслу очень интересен, потому что автор пытается говорить на очень важную и сложную тему. Еще автор, несомненно, чувствует соотношение между частями-фрагментами рассказа, так что в целом рассказ достаточно гармонично - пропорционально скроен: не выпирают длинноты или неоправданные отступления или описания. Также автор использует в своем рассказе достаточно сложные приемы: рефреном повторяющиеся фразы, работу от первого лица...
И все же рассказ довольно взъерошен, что ли. Даже для стилизованного под простоватый говорок, текста. Требуется редакторская правка. Отдельные предложения разсогласованы. Некоторые слова без ущерба для текста можно убрать. "Цепляясь" за глаз читателя, они загромождают русло течения его мысли. Читатель, конечно, перепрыгнет через эту искусственную "запруду", но зачем нам мешать читателю, читать наш текст?
Что бы я мог посоветовать автору... Почитать, почитать, почитать разных классиков. Читать для писателя, это такая же работа, как писать. Чувствуется неначитанность. Когда читаешь ладно написанный текст, то невольно подтягиваешься к высоким стандартам. Я, конечно, не о копировании стиля... И внимательно наблюдать за словами, которыми он, автор, пишет. Безжалостно удаляя те слова и предложения, без которых материал обойдется, и не утратит смысла описываемого.
Автор, несомненно перспективен. Но нужно работать.
Комментарии