Сегодня разбираем рассказ Дианки «Главное что я живу». Автору Дианке 17 лет.
Для того, чтобы понять о чем в дальнейшем пойдет речь, прочтем рассказ. Вот он:
Главное что я живу
...Вдали что-то засветлело. Было так необычно среди этой кромешной тьмы увидеть какой-то отблеск света. Я пошел туда, свет казалось убегал от меня, как только я начинал приближаться к нему, он будто ускользал и становился все дальше, чем манил все сильней, однако это не могло меня остановить, мне надо было достичь его, и я это сделал. Передо мной возвышались ворота- такие большие, я бы даже сказал огромные, и сквозь них пробивались лучи. Как только я приблизился они сами собой открылись, и я вошел; вокруг, на удивление, не было ничего, просто один белый свет и все, странно, но я ни разу не задался вопросом как я здесь очутился, я просто принимал это как должное, а также я не чувствовал боли - той ужасной боли, которая преследовала меня уже несколько лет подряд, это было очень странно, но в любом случае я не хотел возвращаться туда, где она так неистово меня мучала.
- Зачем ты здесь? Кажется тебя еще не ждали, - раздался голос из ниоткуда. Он был строгим, и в то же время каким то шуршащим, мягким, я не мог понять откуда он исходил.
- Я?.. Где я? - только сейчас до меня дошел смысл происходящего.
- Не задавай лишних вопросов, ты явился невовремя, для тебя еще ничего не готово, отправляйся назад.
Тут меня охватил гнев: затащили непонятно куда, ведь не сам же я тут оказался, а теперь еще и прогоняют.
- Я никуда не пойду, пока вы не объясните мне где я нахожусь, да и зачем куда то идти, мне и тут неплохо, зачем возвращаться туда, где тебя ждет столько боли и страданий,-с этими словами я сел на пол, если конечно в этом месте вообще существовали такие понятия как "пол" и "потолок".
- Скажи мне чего же ты хочешь? Я дарю тебе еще несколько земных дней, а ты не рад? - ответил голос.
Наконец меня осенило: неужели я нахожусь там, куда не каждому дано попасть, там, где не существует лжи, предательства, обмана, там, откуда простые смертные не возвращаются, и хотя я не произнес этого вслух голос ответил на мои мысли:
- Ты на удивление догадлив, - а в ответ на мое замешательство продорлжил,-в этом месте не обязательно произносить мысли вслух, я и так способен тебя услышать, а теперь уходи!
На секунду я задумался, оценивая ситуацию, а потом все же решился:
- Я бы хотел попросить у вас об одном одолжении...
- И что же ты хочешь?
- Я? Я хочу немного... всего лишь того что есть у каждого человека - жизни. самой обыкновенной здоровой жизни, мне не нужно больше ничего, я устал, я вымучился, зачем же Ты мучаешь нас? а теперь еще и прогоняешь, меня из этого места, где мне намного лучше, чем там, я не хочу туда, ибо там мое существование унизительно, я устал мучать себя и родных мне людей, пощади... Либо забери меня к себе... Либо... Тебе ведь ничего не стоит, просто подарить немножечко счастья...
- Ты странный... Многие просят, молят меня на коленях, чтобы я дал им богатство, славу... А ты... Всего лишь маленькй кусочек жизни? Иди.. Ну иди же!
И я пошел. Я понял что это его последнее слово. И вот уже и ворота позади. Вот уже меня окутала беспросветная тьма. А я все шел...
- Он очнулся, очнулся!
Вокруг меня суетились незнакомые люди в белых халатах. Я глубоко вдохнул воздух, пахло лекарствами и бинтами...
- А тут болит? - Доктор прощупывал меня уже полчаса. - Невероятно, ваши анализы в норме, я не верю своим глазам, это же парадокс медицины. Скажите, может быть какое то определенное лечение? Хотя что я гвоворю. Какое лечение, вы ведь пару дней как вышли из комы...
- Я полагаю, что теперь я могу собрать вещи и уехать домой?
- А ну да... и все таки я в глубоком замешательстве...
Я встал со стула, и уже было хотел покинуть кабинет Доктора, но все же у самой двери, я обернулся и произнес:
- Главное, что я живу...
При первом прочтении, создается устойчивое впечатление, что перед тобой эскиз. Текст схематичен - свет, мгла, голос и тд. Характеристики всех явлений самые общие. Свет не имеет оттенков, тьма градаций. Единственный более менее материальный объект ворота, не имеют фактуры. Громадные, да. Деревянные, каменные, с портиками, колонами?.. Наш герой тоже схематичен. Он не чувствует ни запаха, но холода. Он просто есть. Мы ничего не знаем о его прошлом, кроме того, что он очень болел и ему было очень больно.
По технике исполнения.
Многие предложения рассказа чрезвычайно сложносочиненные. Их так и хочется разобрать на части. Например: ..."Я пошел туда. Свет, казалось, убегал от меня, как только я начинал приближаться к нему..." и тд. Даже если предположить, что такие длинные сложные предложения, это авторский стиль, его манера, то и тогда хотелось бы, чтобы эти длинные предложения были более точно сформированы и отдельные части или фрагменты внутри предложение не конфликтовали друг с другом. Вот, например, такое длинное предложение:" Как только я приблизился они сами собой (понятно, что сами, если вы не пишите о лакее, поэтому эти слова можно вычеркнуть) открылись, и я вошел; вокруг, (вокруг чего? это неточно) на удивление, (Почему? Герой ожидал увидеть что? Обставленную комнату? Ведь вот же он пишет далее, что принимал все, как должное ) не было ничего, просто один белый свет и все, (здесь конец предложения) странно, но я ни разу не задался вопросом как я здесь очутился, я просто принимал это как должное, а также я не чувствовал боли (неудивление и отсутствие боли не нужно бы ставить по значимости в один ряд. Разного порядка вещи по воздействию на героя. Наверное, про отсутствие боли нужно было написать в самом начале рассказа. Может даже с этого рассказ
начинается. "Боль ушла, и я..." - той ужасной боли, которая преследовала меня уже несколько лет подряд, это было очень странно, но в любом случае я не хотел возвращаться туда, где она так неистово меня мучала."
"...ворота - такие большие, я бы даже сказал огромные, и сквозь них пробивались лучи." - если ворота собраны из досок, то через щели между досками могут пробиваться лучи. Здесь же непонятно, как это происходит. Ясно, что ворота в такого сорта рассказе, могут носить самый странные или непонятный характер, но скажите два слова нам об этом, в чем их странность?
..."сейчас до меня дошел смысл происходящего." - каков же он? В чем смысл? Здесь это не объясняется. Объяснятся позже. Туда бы и вписать эту фразу.
"...я устал, я вымучился, зачем же Ты мучаешь нас?" - Герой один. Мучаешь МЕНЯ?
"-Я бы хотел попросить у вас об одном одолжении...
- И что же ты хочешь?
-Я? Я хочу немного..." - зачем это "Я", зачем переспрашивать? Там никого кроме главного героя нет.
"...неужели я нахожусь там, куда не каждому дано попасть," - почему "не каждому"? Ведь все, рано или поздно умрут и попадут в чистилище, если, конечно, автор имеет в виду его. И тд.
Главная уязвимость рассказов, в которых герой столь схематичен - читателю трудно сопереживать такому герою. Ведь в описании героя, практически нет ни одной мелочи за которую читатель мог бы зацепиться, чтобы сопоставить себя с героем: он точно так же как я не любит неопределенности, у него как и у меня клаустрофобия, он, как и я, боится темноты...И главное - откуда такая скидка именно нашему герою? Зачем его выздоравливают и возвращают жить? Чем он заслужил это право, или наоборот за что такая кара? И так ли уж все просили у Бога только денег? Неужели никто не просил счастья? Что-то я не верю....Очень востребована, эта фабула. Поэтому, чтобы не повторяться, нужен новый, не избитый взгляд.
Что посоветовать автору? Не торопиться, не спешить и еще раз не торопиться. И тщательнее, скрупулезнее относиться к тексту.
Автор может сказать на все на это, что перед нами не рассказ, а притча. Притча, дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В таком случае, если это притча, тогда да, детальная проработка характера героя не так уж и важна. Достаточно общих черт. Но притча отличается тяготением к глубинной "премудрости" религиозного или моралистического порядка. Но, даже и в этом случае, в случае если это притча, чтобы не повторяться, нужен новый, не избитый взгляд и премудрость. На основании фабулы той же "Притчи о блудном сыне" составлены многие произведения. Но состоялись, как факт искусства, только те, которые пересказывают её достаточно оригинально.
Комментарии