Здравствуйте, ребята. Сегодня мы разбираем миниатюру Апарцева Артема «Открытие требует жертв». Артему, на момент написания миниатюры было 14 лет. А еще он член Литературного клуба «СЛОВО» г. Екатеринбург.
Вначале прочтем саму миниатюру, чтобы понимать о чем идет речь... Итак, читаем:
«Открытие требует жертв»
«Наконец-то лето! Я снова у бабушки! Свобода! Моё восторженное настроение отрезвилось бабушкиными словами:
- Сгоняй-ка за водой!
Ну вот, опять... Ладно. Пешком идти неохота, поэтому я взял велосипед, повесил на руль две пятилитровые бутылки и поехал. Погода – благодать! Солнце ещё не поднялось высоко, и свежий ветер обдувает лицо, так что хорошее настроение вернулось быстро. Музыка доносится откуда-то... И вот вижу – стоит некто! Или нечто, только оно было одето в розовую рубаху и чинило забор. Кто это, думаю, - мужик или баба? Стал я за ним наблюдать, естественно, не сбавив скорость. На грунтовой дороге всякие камни торчат. И вдруг обе пятилитровые бутылки каким-то непостяжимым образом «запутались» так, что я не смог вывернуть руль и как брякнулся! Велик сверху на меня упал! Посмотрел я – кровищи вокруг немеренно! Из меня, что ли столько натекло? Просто рай для вампиров! Но тут «оно» на грохот повернулось. Мужик, однако...
А когда я домой пришёл и отмылся, оказалось, что у меня совсем маленькая царапина и кожа чуть содрана. Но так я сделал вывод, что любое открытие – даже такое маленькое – требует жертв! Вот так-то!»
Ну, а теперь АНАЛИЗ МИНИАТЮРЫ
«Открытие требует жертв» - это миниатюра. Сразу пару слов об этом жанре. Миниатюра — литературный термин применяется к произведениям, размер которых составляет 5—10 страниц или меньше. Небольшой объем миниатюры требует тщательной отделки. Но! Это важно - несмотря на маленький свой размер, миниатюра должна охватывать по объему своих образов или идей, такую же широкую область, какую охватывает крупное литературное произведение, а не ограничиваться одним каким-либо моментом, выхваченным из жизни.
Теперь, собственно о самой миниатюре Артема. И не будем зацикливаться на мелочах.
Эта маленькая история гармонично сложена. То есть, сюжет развивается равномерно, без ненужных для подобного жанра описаний и проволочек, тормозящих развитие истории. Миниатюра начинается без лишних слов и главное она имеет четкий конец. Это говорит о том, что автор хорошо знает, что хочет сказать.
Язык, которым изъясняется герой миниатюры, органичен для него. И это хорошо.Улыбка Еще мне нравится, что автор не ограничивается "голым" описанием сюжета, а пытается передать среду, в которой развивается действие. Цитирую: "...Погода – благодать! Солнце ещё не поднялось высоко, и свежий ветер обдувает лицо, так что хорошее настроение вернулось быстро. Музыка доносится откуда-то..." В этом описании особенно ценна его не банальность. Ведь Артем мог бы отделаться чем-нибудь попроще. Например, он мог бы написать то, что в первую очередь просится на язык, "он ехал, светило солнце" и этим ограничиться. Артем же попробовал усложнив описание, передать настроение раннего утра, когда еще солнце не встало, и то, как где-то играла музыка... Здорово! Улыбка
Далее смотрите, в своей миниатюре Артем пишет, цитирую: ..."И вот вижу – стоит некто! Или нечто, только оно было одето в розовую рубаху и чинило забор." Здесь недачёт в том, что фраза читалась бы гораздо легче, если бы Артем сохранил единство времени. Видите, вначале у Артема написано в настоящем времени - "...стоит некто". Ну, а далее уже в прошедшем: "...было одето". Эта оплошность характерна для многих авторов. В данном случае, например, можно было написать так: "А у забора стояло нечто, одетое в некий розовый балахон..." Почему я написал в балахон, а не в рубаху? Зачем я убрал из фразы слова "...оно было одето"?
По порядку. Балахоном я заменил рубаху, потому что я хочу, как можно позже рассекретить, что именно стоялО у забора. Хочу потянуть интригу. А употребив здесь слово "рубаха", Артем проговариваясь, невольно рассекречивает перед читателем дальнейшее развитие сюжета. Читатель ведь думает как? Раз рубаха - следовательно мужик. Ага, значит стоит мужик, и всё ясно! Зачем мне читать далее?
Поэтому писателю следует открывать для читателя секреты своей истории постепенно, и лишь тогда, когда невозможно их не расскрыть...
Теперь про оборот в этой же фразе: "...Или нечто, только оно было одето..." Конечно, Артему требовалось уточнить в чем заключалась странность повстречавшегося его герою субъекта и для этого Артем использовал слово "только". Можно ли вообще обойтись без этого слова, не причиняя ущерба повествованию? Да. Если сократить фразу вот так: "...Или нечто, одетое в розовую..." и далее по тексту. В таком виде фраза легче и динамичнее. Общее правило - автору хорошо бы убирать подобные "лишние" слова. Улыбка
Ну и что еще. Миниатюра неплохая. Она не ограничивается ..."одним каким-либо моментом, выхваченным из жизни" а в заключительных фразах, я цитирую, "... что любое открытие – даже такое маленькое – требует жертв! Вот так-то!", пробует охватывать широкую область по объему идей. Но только эта идея, к сожалению не очень нова. Ведь кто не слышал таких фраз: Красота требует жертв, мода требует жертв, любовь требует жертв и тд. И в этой вторичности самый главный недочет миниатюры, даже при всем том, что написана она достаточно толково и грамотно.
Подведем маленький итог: автор владеет чувством меры и ритма. Способен правильно композиционно построить текст. Что можно посоветовать автору? Писать внимательнее. И не избитые истины.
Комментарии