Здравствуйте, ребята! Сегодня мы разбираем произведение Лизы Выгузовой «Машка и Дождь». В момент написания этого произведения Лиза училась в шестом классе. А еще Лиза принимает активное участие в работе литературного кружка «Фламинго» о котором можно прочесть подробнее на странице нашего сайта, в разделе «Детские клубы».
Итак, по сложившейся традиции прочтем произведение, которое будем разбирать, чтобы представлять о чем идет речь. Читаем:
«Машка и Дождь»
«В одной деревне жил пастух. У него были две лошади. Их звали Дождь и Машка. Дождь был игривый и ласковый, а Машка была хитрая и боевая. Выпустил их пастух в чисто поле. Стали они резвиться. Дождь стал выписывать круги перед Машкой, летит, в небо смотрит, шелковой гривой потряхивает. А Машка решила подшутить. Выбрала момент, вильнула в сторонку и сиганула в лес. Остался Дождик один. Огляделся, скучно ему стало. Щиплет траву, ушами водит, слушает стрекотню кузнечиков. Кличку Дождь получил за то, что за версту то ли чуял, то ли слышал приближающийся дождь. Как встрепенется, забьет копытом, так все в деревне знали быть грозе. А Машка тем временем забежала в чащу и остановилась. Вдруг чует, что-то неладное. Оглянулась, а сзади смотрит на нее огромный волк. Подкрадывается, приближается, глаза у него круглые, желтые, не мигают. Потом показался еще один, а с другой стороны из кустов еще два. Куда ни прыгни – волчья пасть. Заржала Машка, что было сил. Уловили чуткие уши Дождя тревожный зов. В один миг домчался он до леса. Смотрит, Машка стоит спиной к дереву. Один, взъерошенный волк бок зализывает, а другие уже совсем близко окружили Машку. Дождь ринулся и сшиб с ног самого большого волка. А задним копытом угодил в лоб другому. Попятились волки, Машка и Дождь выскочили из чащи и поскакали обратно на луг. Тут пришел пастух и увел лошадей домой. Усталые лошади поели. Машка положила свою голову на мокрую спину Дождя. Засыпая, она думала, что Дождь очень красивый. А она не такая уж и хитрая...»
Сразу трудно понять, что перед нами - сказка, быль? Первые предложения написаны так, как обычно начинаются сказки: "В одной деревне жил пастух. У него были две лошади..." (Вы встречались с такими фразами в начале других сказок; Жил-был старик со старухой; В одной деревне жила... и тд.) но далее, в самом тексте, мы не встречаем ничего сказочного - волшебного. Все написанное Лизой есть в реальной жизни - волки, отбившиеся от табуна лошади, нерадивые пастухи. И тем не менее этот рассказ не реалистичен. Ну, хотя бы потому, что лошади в произведении вполне по человеческие развернуто и глубоко судят и вообще рассуждают как люди. Так что же это? Это притча. Рассказ Лизы Выгузовой "Машка и Дождь" написан в жанре притчи.
Что это за жанр притча? Притчей называют небольшое повествовательное произведение назидательного толка, содержащее поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Притча довольно схематична, так как её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления. Примеры притч. Первое что мне пришло на ум, это - «Песня о Соколе» М. Горького - притча о смысле жизни. Или вот известные библейские притчи, та же "Притча о добром самарянине"...
В общем притча похожа на сказку тем, что внутри всякой хорошей сказки таится назидательная история, и все таки, не всякая притча есть сказка. Но сейчас не об этом, иначе наш разговор уйдет в сторону.
Итак, притча "Машка и дождь" Лизой написана достаточно ловко, но все же не лишена недостатков. Давайте разберем плюсы и минусы этого текста.
Лиза приступает к делу без проволочек - в двух словах она описывает общую диспозицию. Так сказать завязку будущего действия:
а) герои её притчи лошади - "...были две лошади. Их звали Дождь и Машка."
б) у лошадей разный характер - "...Дождь был игривый и ласковый, а Машка была хитрая и боевая."
в) лошади пасутся одни, без присмотра - "...выпустил их пастух в чисто поле."
Умение экономить слова мы заносим Лизе в плюс. Ведь экономя слова в одном месте, мы при необходимости, можем быть более многословными в других, более важных для произведения, местах. Так что общий объем произведения не изменится. И вообще желательно обходиться без лишних слов. А то ведь читатель, он такой, наскучит ему ждать обещанного автором приключения, и он отложит книгу.
Теперь то, что мы занесли в минус - путаница с временами. "...Как встрепенется, забьет копытом, так все в деревне знали...". "Встрепенется" - время настоящее, "знали" - прошедшее. Почему, не "знают"?
Далее. Дождик "ушами водит". Этот глагол "водит", как мне кажется не совсем здесь хорош. Он широк этот глагол и постепенен для коротких и настороженных движений ушей лошади. Хотя можно, конечно, сказать и "водит", но ведь есть синоним - "прядет". Это, несколько, устаревшее слово в данном произведении было бы уместно. Тем более, что чуть далее мы встречаем слово "верста". Слово старое. И оно не кажется нам чужим, среди других слов, которыми рассказывается эта история, или как говорят умные взрослые критики - не выпадает из контекста. И такая умышленная стилизация в случае с "верстой" говорит в пользу автора.
Итог: В целом притча написана правильно, и, как положено притче, назидательно. Все слова, ну или почти все, стоят в ней на своих местах. Все слова, ну или почти все (что это за "домчался"?) правильные и правильно соединены между собой, так что читать притчу легко. И это, на первый взгляд достоинство текста, её гладкопись, оборачивается главным её недостатком - нет в притче непривычных сочетаний слов, разговоров или описаний природы или хоть чего-то такого, что удивило бы нас. И заставило бы запомнить притчу. Непривычных, значит новых сочетаний. А то ведь похожих историй про лошадь (цыпленка, котенка, слоненка), которые из собственного безрассудства попадают в затруднительные положения и которых спасает беззаветный товарищ очень много. Но если сюжет стар, то уж рассказывать его нужно по новому.
Вот пример того, как известную всем мысль, или скорее чувство, по новому описал Геннадий Шпаликов в своем стихотворении "Я шагаю по Москве":
..."Голова моя пуста,
Как пустынные места,
Я куда-то улетаю
Словно дерево с листа."
В УМЫШЛЕННОЙ НЕПРАВИЛЬНОСТИ сочетания слов, один из секретов обаяния этого замечательного стихотворения. Конечно, ведь мы привыкли слова "пустынные места" связывать с описаниями заброшенной местности. Закроешь глаза, произнесешь "пустынные места" и видишь какие-нибудь задворки. Но только уж не пустоту в собственной голове. Это, казалось бы, несочитаемое сочитание слов бросается в глаза. И запоминается.
Но, конечно, если бы волшебство стихотворения Генадия Шпаликова ограничивалось только новизной слов и их расстановкой, разве это было бы волшебство? Все бы писали такие прекрасные стихи. Там, в стихотворении есть еще что-то такое.... Впрочем, потому оно и волшебство, чтобы оставаться неразгаданным до конца.
Комментарии
"Оглянулась, а сзади смотрит на нее огромный волк. Подкрадывается, приближается, глаза у него круглые, желтые, не мигают. Потом показался еще один, а с другой стороны из кустов еще два. Куда ни прыгни – волчья пасть".