Несколько слов о повести Василия Малышки «Страна путешествующих овец» («Країна Мандрівних Овець»). Автору 13 лет. Повесть большая поэтому сюда мы ее не перепечатываем. Повесть можно прочесть в ГАЗЕТИЩЕ.
Самое важное, как мне кажется, это то что Вася смог завершить этот большой по объему материал. Это очевидный и огромный плюс. На самом деле этот плюс, с учетом того, что это первая повесть Васи, перевешивает на данном этапе минусы, которые в повести тоже есть. :( Примем это к сведению, прежде чем начать разговор.
Да и еще! Не стану разбирать повесть с точки зрения лингвистики, поскольку, как уже говорил я не так хорошо знаю украинский язык, чтобы оценивать её с этой стороны. То есть не буду оценивать словарный запас автора, мелодичность и свежесть, новизну сравнений и прочее. Скажу лишь, очевидное - чем шире словарный запас автора, тем лучше. И конечно, нужно избегать банальностей и что свежие глубокие метафоры хороши и тд.
Вот хорошо:
Довольно сложно управлять длинное время несколькими персонажами и тем не менее, Вася не "потерял" по ходу развития сюжета ни одного из них. Все они, время от времени, сообразно ситуации дают реплики и каждый в своей, характерной для персонажа манере.
Очень хорошо, что в повести есть монтаж: мы следили за происходящим находясь в компании Сашка, и вдруг раз! и переносимся в Дворец Ледяной Дамы: "... - Ваша Величносте, ми щойно затримали людину, що стрімко рухалась у напрямку Вашої зали, - холодно мовив підданий Крижаної Дами, ветеран, крижаник номер два. – Він представився Вашим шпигуном і каже, що Ви повинні якнайшвидше почути його.
- Добре, Другий. Приведи гостя, - наказала Крижана Дама...."
Монтаж позволяет, например, не пересказывать не очень важные и иногда скучные, но необходимые подробности, делая все повествование более динамичным. Например, некий пилот собирается бомбить на самолете злодеев. Описываем, как командир дает нашему пилоту приказ на бомбежку. А в следующий момент мы видим нашего пилота в кабине взлетающего самолета. Таким образом мы сократили повествование, выбросив из него то, как пилот, получив от командира приказ, выходит из штаба, как он одевает высотный костюм, как проверяет на карте маршрут предстоящего полета и тд...
Еще, конечно очень хорошо, что в целом Вася не забывает и помнит, что героям нужно идти, что их влечет долг и тд. Как это ни странно, но очень многие неопытные авторы сосредоточившись на деталях, отвлекаясь на описания, забывают о генеральном мотиве, который движет героями на протяжении ВСЕГО произведения, а не только какого-то эпизода.
И еще - мне очень понравилась эта идея с Ледяной Дамой и со всем замороженным миром. И то, что тепло и холод противостоят. И что тепло это любовь. Хоть здесь и просматривается некая аналогия со Снежной королевой, но аналогия отдаленная, номинальная...
Отступление:
Как мне представляется важно поговорить вот еще о чем. Повесть у Васи жанровая, приключенческая. Поэтому главный герой в повести приключение. А раз так, то всё в приключенческой повести, тем или иным способом работает на приключение... Например, в живой жизни осенью, скажем, в какой-то местности всегда идет дождь. Но у нас, как назло, именно в этой местности разворачивается наше приключение. В котором у нас оголенные провода к бомбе, по которым идет электричество. Дождь может привести к короткому замыканию. Бомба не взорвется. Приключение не случится. Следовательно мы "забываем" про дождь. Не упоминаем его и все. Чтоб дождь не мешал. (К слову: в детской литературе, приключенческой, у меня время от времени возникает проблема с устранением родителей из повести - на курорт? в командировку? :), чтобы вообще приключение могло свершиться, иначе папа зайдет в комнату, как это бывает в жизни, и просто погасит свет, или наругает или... ну, выберите сами :)
Таким образом в приключенческих книгах и фильмах мы можем наблюдать удивительные вещи. Скажем, в главного героя стреляют с двух метров, а герою хоть бы хны! Или мимо или он сверхмогучий Неубивайкин. Или вот в понравившейся Васе комедии, "Один дома" злодеев так нещадно колотят, что если бы не условность, эта своеобразная договоренность между АВТОРАМИ фильма и зрителем, что мы смотрим комедию, что в комедии над ушибами смеются, нам бы было их жалко.
В отличие от приключенческого романа, в реальной жизни главный герой это человек. СЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЕСЬ МИР И ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩАЯ ЕГО, И ВООБЩЕ ВСЁ, ВИДИТСЯ ЕМУ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ. То есть, один и тот же пейзаж, грустному человеку покажется грустным, испуганному представится угрожающим-давящим, веселому - радостным. Одну и ту же пропасть один человек перешагивает, не обращая внимания на ее глубину, а другому человеку, пропасть кажется непреодолимой.
Всё это отступление, для того чтобы поговорить о значении меры условности в жанровом произведении. Благо вот повод у нас хороший, повесть Васи. Приключенческая. Мы сразу это уловили, с первых слов. Потому что Васе удалось соблюсти эту меру условности. В целом.
Сбои происходят у Васи там, где...
... затянуты диалоги. Для другого жанра, не такого динамического, как приключения эти диалоги может были бы и в самый раз, но здесь... Длина диалога определяется на глаз и слух автора. Чувствуется им. Критерии - достаточно ли важны и необходимы эти слова и предложения? Не станет ли скучно читателю? В диалоге не должно быть ни единого НЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО слова. Это закон.
... что-то читателю не очень понятно. Вот как герои повести, Саша, игрушка Панч, кот Степан, Белый слон Барон, покинули камеру тюрьмы? Почему их стражники не закрыли на ключ? Как Монте-Кристо освобождался? С каким трудом! Мы читатели понимаем, что если уж в приключенческой повести кого-то упекли в каталажку, то сейчас мы будем с удовольствием читать, как ловко узник убегает из тюрьмы! А то у нас, у читателей начинает закрадываться мысль, действительно так ли трудны препятствия перед героями, как автор об этом говорит?
Я перечел несколько раз это место - если герои вышли из тюремной камеры, растопив двери своей горячей верой во всепреодолевающую силу любви, то это нужно было обозначить как-то на физическом уровне. То есть Саша проговорив свой текст, обрел силу любви и прикоснулся рукой к двери. И та растаяла. Или подобное... Ведь в заданной автором мере условности в этой повести герои действуют физически - дотрагиваются, нажимают кнопки, касаются предметов и тд.
...Очень замечательно, что Вася выводит спасенное героями яйцо, как метафору всего повествования. Может это невольно так получилось, не знаю. :) Все таки, как мне кажется, по нескольким причинам метафора не очень получилась с точки зрения реализации замысла. Не очень четко яйцо и затем спасенный птенец, фактом своего спасения, скажем, пересказывают прописанные автором в повести мысли и чувства. ( О МЕТАФОРЕ НУЖНО ГОВОРИТЬ ОТДЕЛЬНО.)
Впрочем, вот пример реализованной метафоры:
Помните, как в финале фильма "Тот самый Мюнхгаузен" главный герой карабкается по лестнице на Луну. В данном случае, лестница это метафора. То есть она обычная веревочная лестница и барон, конкретный герой, встроенные в данный эпизод фильма, обретают качества метафоры. Метафоры бесконечного отчаянного невозможного стремления Человека преодолевать тяготение земного в себе и себя земного и наплевав на очевидное, восходить на костер, на эшафот, закрывать амбразуру дзота, идти с детьми в газовую камеру, как Януш Корчак...
Если выбросить из этого эпизода фильма хоть что-то: если бы герой не знал, что пушка заряжена сухим порохом; если бы по кадру мы не обманывались - вначале нам кажется, что герой по лестнице взбирается в ствол пушки, а потом, когда кинокамера отъезжает мы понимаем, что лестница бесконечна и прочее.., метафора бы рассыпалась. Фильм бы и без этого карабканья по лестнице смотрелся бы хорошо, но! Но главное было бы не сказано.
Подводя итог можно сказать, что ОБЩЕЕ у Васи получилось. Получилось там, где он работал на интуиции и на ощущении. И не очень получилось ЧАСТНОЕ. Там где не обойтись без ремесла. Такое вот у меня впечатление.
Что можно точно посоветовать Васе? Совершенно необходимо поработать над рассказом. В каком-то смысле, скажу упрощая быть может но тем не менее, повесть это соединение нескольких рассказов. Нужно освоить рассказ, освоить навык писать сжато, емко и выстраивая сюжет на небольшом пространстве при помощи минимальных средств манипулировать персонажами.
Это в жанре... А в рассказе о реальной живой жизни, в рассказе о Человеке, если это хороший рассказ, то в тот миг, там где персонаж вырастает в Человека и начинает жить, он прекращает подчиняться автору. Он сам маленько или много управляет автором... :)
Комментарии
Теперь понимаю, кто я - я сороконожка!
По большому счету нам ведь нужна новая, действительно интересная история, а уж как автор нам ее расскажет, нас, читателей это не очень волнует. Будет рассказывать скучными банальными длинными словами и путано, закроем книжку. :) Расхохочите нас и прослезите нас, пожалуйста. И задумайте.
А ведь главное – верить в свои силы. Не бояться. И ПРОСТО СДЕЛАТЬ ЭТО!
(JUST DO IT!)
По поводу повести – самое главное, что Вася ее дописал. Три раза переделывал вторую часть, так как мысль уводила в сторону, в новые сюжетные линии, и конца-края было не видно…
Это уже останется с ним навсегда, уверенность, что дорогу осилит идущий. А теперь, действительно, надо оттачивать перо в небольших по объёму формах, набираться опыта, житейского в том числе, чтобы, когда созреет идея нового произведения большой формы – бесстрашно отправляться в этот путь.