papchenko

Поговорим о рассказе Германа Дедюхина «ДИМКА». Автору 12 лет.

Вначале прочтем его, чтобы иметь более четкое представление, о чем пойдет речь...

 

«ДИМКА»

Мама всегда говорила Никите, что плакать мальчикам нельзя, а те, кто плачет, те слабаки. И Никита не плакал. Всё время крепился. Но сейчас, в самую горькую для него минуту, Никита понял, что не плачут те, у кого каменное сердце. И он заплакал, заплакал громко, но здесь никто не мог услышать. А плакал он из-за Димки. Из-за его внезапной смерти. Но давайте по порядку. Димка был весёлым и неугомонным второклассником, а Никита молчаливым и мудрым шестиклассником. У них было только одно общее: у обоих были бородавки. И оба ходили на плавание. Чтобы у ребят не испортился иммунитет, тренер предложил им ходить в спортивный зал.

-Ты почему не на плавании? – спросил Никита.
-А у меня бородавки! – весело ответил Димка.
-А чё тогда радуешься?
-У нас же пробежка! А я бегать люблю.
-Ясно, – усмехнулся Никита, - я тоже люблю бегать.
-Вот и посмотрим, кто быстрее, – улыбнулся Димка.
Быстрее, естественно, оказался Никита. Но Димка не обиделся, сказал лишь:
-Правильно, ты вон какой большо-о-ой!
-А ты тоже не ма-а-аленький! – улыбнулся и Никита. – Ты сначала берёшь больно сильный разбег. А потом на последних кругах сильно выматываешься.
-Ладно, учту.

Никита удивлялся Димкиной жизнерадостности. Ну, как так можно жить? Без забот и без хлопот? Однажды это весёлое и лохматое существо изрекло:
-А я сегодня двояк схлопотал!
-И из-за этого у тебя рот до ушей.
-Никит, а Никит?
-Чего?

Димка посмотрел на Никиту каким-то странным взглядом.
-А почему ты всё время какой-то грустный и унылый?
-А у тебя радости полные штаны, – буркнул Никита, – а чему радоваться? Смех без причины - признак…
-Молодчины! – засмеялся Димка.

Никита хотел дать ему по макушке, но сам почему-то засмеялся. После знакомства с Димкой всё стало как-то лучше. Мама Никиты, которая болела гастритом, пошла на поправку. Братик перестал плакать и ходил в детский сад с радостью. Да и в школе всё стало лучше. Никита заметил, что на него посматривают чьи-то влюблённые глаза, очень напоминающие Надьку Скворцову. Но однажды Никита всё же заболел. Гайморитом. Не сильно, но в больницу всё же надо было ходить, чтобы делали «кукушку». Никто Никиту не навещал. Да он и не ждал. Ведь двадцать первый век на дворе! Разве кто-то может кого–то навещать? У всех дела поважнее: поиграть в компьютер, посмотреть новый боевик. Через неделю Никита полностью выздоровел. Он по привычке зашёл за Димкой. Открыла мать мальчика. Лицо её было заплаканное.
-А Дима на тренировку пойдёт? – нерешительно спросил Никита.
-Нет больше Димки, – мать заплакала, – вчера его заманили какие-то хулиганы за гаражи и велели лезть. На трубы. Их восемь человек, и класса из девятого. Он полез да и сорвался. Открытый перелом. Кость вышла…
-Нет, – прошептал Никита, – не-е-е-ет!!!

Он сорвался и побежал. Он расталкивал толпы людей. И наконец, оказался на пустыре. На одиноком сваленном дереве сидел Костыль. Он не ходил в школу, но и злосчастным хулиганом не был. И всё время опирался на костыль, за что и получил кличку.
-Костыль, дай закурить, – ужасаясь тому, что делает, сказал Никита.
Костыль не вытаращил глаза, не стал спрашивать, почему решился, спросил лишь:
-Димка?
-А ты откуда знаешь?
-Костыль много чего знает, – сказал парень и протянул Никите сигарету.

Мальчик неумело затянулся и закашлялся.
-Ты не кури, – сказал Костыль, – в таких случаях поплакать полезно.

С этими словами он, ковыляя, ушёл. И Никита заплакал. Не жалея слёз. Про Димку напечатали в газете. Напечатали и про то, что нападающие скрылись. Никита поклялся, что найдёт их. Но его опять остановил Костыль.
-Не надо. Они и тебя… того…
-Чё это ты такой мудрый стал?! – оттолкнул его Никита.

Костыль полетел. И стал неумело подниматься. Никита оглянулся.
-Слышь, Костыль, ты это… - он поднял его.
И тут сказал Костыль:
-Знаешь как неприятно? Все ходят, ходят… А я вот, упаду и не встану. Тебе хорошо, ты от таких гадов убежишь. А я? – и он ушёл.
А Никита так и остался стоять под падающими весенними, редкими снежинками. Он успокоился. Постепенно всё встало на свои места. Всё стало так, как было без Димки. Нередко вспоминал его Никита. И воспоминания эти были слаще всего на свете.


Анализ:

Несмотря на то, что рассказ небольшой, он имеет несколько замечательных особенностей. Вот и поговорим немножко об этом.

Вот хорошо: сюжет рассказа четко прописан; в рассказе нет или мало лишних отступлений и описаний; читается рассказ достаточно легко; автор владеет довольно широким словарным запасом; рассказ выдержан в едином ритме - повествование нигде не буксует и необоснованно не частит...

Прямая речь. Очень хорошо, что автор заставляет своих героев разговаривать по разному. То есть Костыль говорит несколько иначе, чем, например, Никита.

Подкупает попытка автора передать тонкие психологические движения души Никиты, узнавшего о гибели друга.
"- Костыль, дай закурить, – УЖАСАЯСЬ тому, что делает, сказал Никита."

Никита знает, что курить нельзя, но "ужасаясь",  он все таки преодолевает запрет и закуривает, показывая этим закуриванием Костылю глубину своего горя. Или себе показывая. Если бы Никита забывшись от горя просто взял и закурил, это была бы другая, не показная реакция, настоящее горе...

Интересны взаимоотношения Никиты и Костыля. Казалось бы Костыль, как может помогает Никите пережить горе, и тем не менее Никита зол на Костыля. Толкает его. Раздражен на него. В некотором смысле, так во всяком случае кажется, Костыль ведь тоже друг Никиты. Но Никита почему-то этого не принимает. Даже закрадывается подозрение, что может быть Никита не понимает что такое настоящая дружба? Вдруг он думает, что дружить, это вместе ходить в бассейн, а не утешать сочувствовать в горе?

Быть может поэтому, далее, в финале автор пишет: "Постепенно всё встало на свои места. Всё стало так, как было без Димки."

Встало на свои места, то есть пришло в норму. Получается, что для Никиты норма это мир до Димки. Мир без Димки. Но так, как было без Димки, уже быть не может! Ведь осталась память о Димке, память о том, как Никита и Димка дружили и тд. То есть, если всё стало так, как было без Димки, то это значит, что Никита постарался поскорее забыть о смерти друга, и вообще забыть Димку и забыл. И стал жить как прежде. Как жил до знакомства с Димкой.

Если автор осознанно написал так, как написал, то у него получилось достаточно интересно и сложно, и могло бы послужить темой отдельного разговора. Мне же кажется, что автор хотел написать приблизительно так:  "Всё встало на свои места. Всё стало так, как прежде, но только без Димки".
Впрочем, может я ошибаюсь :)

Впрочем, наверное не ошибаюсь, потому что далее следует последняя фраза, которая говорит о том, что Никита не забыл Димку. Только вот, воспоминания о нем были: "...были слаще всего на свете."

Казалось бы воспоминания об умершем друге не могут быть "слаще всего на свете" и должны вызывать у главного героя рассказа хотя бы немного горечи. Поэтому эта фраза оставляет у меня ощущение более сложного отношения автора рассказа к случившемуся, чем, если бы рассказ, например, заканчивался однозначно: "...воспоминания о погибшем друге всегда были для Никиты немного горьки."

Немножко о недочетах. В рассказе огрехов немного, но они есть. Вот пример такого огреха: "Он расталкивал толпы людей." Толпы в множественном числе трудно расталкивать. :) Прорываться, протискиваться через толпу.

Или вот пример лишней детали. Почему лишней? Просто с точки зрения читателя важно, что Никита заболел и какое-то время не мог быть с другом. Пусть Никита заболел гайморитом. Но "кукушка" этот медицинский термин (сленг) мало известен не болевшим гайморитом читателям, поэтому можно обойтись и без неё. Зачем нам заставлять читателя думать над второстепенными для нашего рассказа подробностями?

Еще сбой. Вот Костыль герой, который "...всё время опирался на костыль, за что и получил кличку." - следовательно, когда Никита оттолкнул его, и: ..."Костыль полетел. И стал неумело подниматься. Никита оглянулся. - Слышь, Костыль, ты это… - он поднял его."

Здесь сразу трудно понять кого или что поднял Никита. То есть, или Никита помог встать человеку по имени Костыль, или поднял с земли костыль.

Некоторый итог: мне рассказ очень понравился. Не знаю уж, вольно или невольно так получилось у автора, но достаточно очевидный вначале сюжет, при более пристальном прочтении, вдруг обрел многозначность и глубину. Проще говоря, если автор действительно хотел нам рассказать о не умеющем ценить дружбу Никите, а не о том, как плохо, когда умирают друзья, то это значительное достижение, несмотря на все недочеты.

Что можно посоветовать автору? Автор человек одаренный. Нужно быть ему внимательнее в написании текста. Читать больше книг. И работать.

Александр Папченко

У Вас недостаточно прав для комментирования. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.