Сегодня решил немного поговорить о стихотворении Измайловой Мелании (Маргаритка) «Осенние листья». Автору 11 лет.
Вначале прочтем это стихотворение, чтобы понимать о чем речь. Вот оно:
«Осенние листья»
Тихонько кружась, опадают листочки.
То с веток берёзы снимают платочки.
В хороводы сплетаясь, кружатся они,
Ожидая холодные зимние дни.
Настанет зима, и те же листочки,
Что вихрем недавно кружили по кочкам,
Покроются снегом, уснут подо льдом,
Но всё ж не забудут о доме родном.
Эти два четверостишия читаются легко. На одном дыхании. Стих талантливый. Но по порядку. Вначале о том, что очевидно не удалось Мелании. Такого немного.
Вот оно. Не очень удачный поворот, но он просто бросается в глаза: "Что вихрем недавно кружили по кочкам". Кружить по кочкам не очень, как-то. По кочкам ездят, перешагивают с кочки на кочку, или трясуться в авто на кочках. Платочки или листья, если они летают, кружат хоровод, то, наверное, НАД кочками.
Теперь о том, что мне понравилось в этом стихотворении и почему оно талантливое. В конце концов, стихотворение пишется не для того, чтобы найти удачную или оригинальную рифму, а для чего-то другого... Вообще, это скорее не разбор, а, скажем, реплика по поводу. :)
Перефразируя Льва Толстого, можно сказать, что все бездарные авторы бездарны одинаково, а талантливые, талантливы по своему. И все же, что объединяет талантливые произведения, кроме новизны образов, свежести взгляда и тд. это какая-то алогичность, что ли... Скажем, странность!
Смотрите, странность какая интересная у Мелании в стихотворении: "Но все ж не забудут о доме родном". А ведь опавшие листочки никогда не вернутся на березы. Они опали, то есть умерли, хотя автор и пишет, что они уснули.
Но и автор и мы знаем и понимаем, что листочки не ежики, чтобы им на зиму впадать в спячку. Если уж листья опадают, то насовсем. А еще мы знаем, что весной вырастут новые листья на деревьях. Взамен этих, опавших. Если бы листочки и на самом деле уснули, как у нашего автора в стихотворении, то весной, то когда растаял бы снег, они бы проснулись и взлетели обратно бы на свои березы, прикрепились бы к веткам и вновь зеленели бы всё лето.
Этот страннный момент не замечается сразу. О нем, не задумываешься. На него не обращаешь внимания. Ведь образ уснувшего под снегом до весны листика, на первый взгляд очень подкупающе понятный. Это потом, если будешь перечитывать стихотворение или вспоминать его, то какая-то неправильность в нём будет тебя смущать. Вчитаешься. И вот оно - листочки то уснули навсегда, умерли... Эта, вольная или невольная подмена или сокрытие автором очевидного смысла вымышленным, добавляет стихотворению трагизма и вообще делает его объемным.
Кто-то скажет, что автор и не думал, когда писал об уснувших листьях, о смерти, а вы тень на плетень. Да, может быть и не думал. Скорее всего даже, что не думал. Как складываются стихи, из чего и почему они складываются, это дело загадочное и быть может даже мистическое. :)) И тем не менее эти строчки вот так сложились. И такая неправильность или странность есть то, что тоже отличает талантливое от бездарного.
Вот ведь, не очень талантливые авторы очень часто пишут, когда рассказывают об улетающих на юг журавлях, что дескать, журавли не забудут о доме родном. Курлычут жалобно и всё такое. Так часто пишут, что всё это незабывание превратилось едва ли не в штамп. Ну да, журавлям предстоит тяжелый путь, но помнить о крае родном для живого, это, всё-таки нормально. А вот помнить неживому...
В данном случае, довольно было такой маленькой странности, чтобы мотив памяти о родном крае, Родине, обрел бы новое звучание. И чтобы душа читателя опечалилась...
Что посоветовать автору? Не знаю. Писать стихи и далее, если они пишутся. Ну, пожелаю еще не отбрасывать смысл фразы, как это получилось с "кочкой", только лишь для того, чтобы подобрать подходящее по размеру рифмованное слово. Впрочем, думаю автор и сам это понимает и знает.
Комментарии
Да, я тоже увидел в этих листочках не столько листочки, сколько людей. Тело умрёт, а человеческие души бессмертны, они будут помнить всё.