Как написать киносценарий? Здесь очень-очень-очень кратко об этом. Тот кто действительно решит заняться написанием сценариев, должен понимать, что эта короткая записка не заменит полноценного обучения.
Для того, чтобы снять кинофильм, нам понадобится киносценарий. Киносценарий это план будущего фильма. Наш план фильма для режиссера и других людей - оператора, звукооператора, художника, художника по костюмам, которые будут снимать наше кино.
Киносценарий, это фильм записанный на бумаге. Чем отличается сценарий от прозы? Тем, что в сценарии, практически нет ничего кроме тех минимальных описаний, без которых наша история не будет понятна тем, кто будет нашу историю пересказывать на экране, в фильме.
Вот пример прозы:
"Колобок наконец созрел. Он долго думал об этом. Он не спал ночами. Он ловил себя на том, что рассуждает об этом вслух, и вот наконец он созрел. Что послужило толчком, последней каплей переполнившей чашу терпения Колобка? Быть может мокрый апрельский ветер? Или тонкие невесомые облака несущиеся по ветру в поднебесье? Или невольно подслушанный разговор Бабушки с Дедушкой об истинном предназначении всех Колобков? Или всё это вместе? Не желая быть бездарно съеденным Колобок бросил прощальный взгляд на убогую обстановку и толкнул дверь родительского дома. И вышел на крыльцо."
Вот как это будет выглядеть в нашем сценарии:
"Солнечный июльский полдень. Избушка Бабушки и Дедушки. Колобок смотрит на... ...убогую обстановку комнаты. Колобок смотрит в окно, и видит... ...Бабушку и Дедушку сажающих на огороде картошку. Колобок надевает кепку, и... толкает входную дверь".
Это пример литературного сценария. Почему литературного? Потому что видите, как много в нашем сценарии слов и понятий, которые можно трактовать расплывчато. Для конкретной работы над фильмом такой сценарий не подходит. Ведь для съемок нужно заказывать конкретные декорации, оборудование, заказывать машины. И на очень точное время! С которого часа по который будет занят актер? Это важно, ведь пригласили мы на главную роль Колобка, звезду, а звезда за каждый час, что она прохлаждается на съемочной площадке нашего фильма, требует у продюссера нашего фильма "Отчаянный парень К." тысячу долларов... Поэтому наш сценарий должен быть чрезвычайно точной схемой работы над фильмом. Для этого и пишется режиссерский сценарий. Берется литературный сценарий, купленный у автора сценария и по этому литературному, пишется режисерский. Иногда автор литературного сценария и режиссер пишут режиссерский сценарий вместе.
Вот один из возможных вариантов режиссерского сценария, что получился после обработки нашего литературного сценария.
Но для начала берем лист бумаги. Чертим на нем таблицу. В самой левой колонке, сверху пишем "номер кадра". В следующей колонке сверху пишем: "содержание". В следующей, третьей колонке пишем: "время". Подчеркиваем это дело.
В колонке для номеров кадра вписываем цифру "1". Далее в этой же строке, но в следующей колонке, там где "содержание", вписываем: "Солнечный июльский полдень. Сверкают на солнце скаты крыши ухоженной избушки". Прикидываем время, которое понадобится зрителю, чтобы увиденное было им понято, но в то же время не наскучило. Ну, например, вписываем "4 секунды".
Это первый кадр, кадр №1 нашего будущего фильма "Отчаянный парень К." Далее вписываем кадр №2 - крупный план лица задумавшегося Колобка, и тд. до самого последнего кадра фильма. Теперь любой человек который возьмет наш сценарий будет знать, что он должен выбрать солнечный летний день. Найти избушку. Выбрать точку, с которой он снимет нашу избушку, так чтобы сверкали на солнце скаты её крыши и нажать кнопку "Пуск" на камере.
В этих колонках можно еще прописать, что будет со звуком, когда зрители будут разглядывать этот кадр. Какой крупности будет этот наш кадр. Заметим, что все крупности делятся на четыре категории:
- общий план: когда в кадре видна и избушка и поля за ней и солнце на горизонте.
- средний план: это если в кадре умещается, например, человек в рост.
- крупный план: это портрет человека, его лицо.
- деталь: это если кадре только какой-то небольшой объект, например, авторучка.
О режиссерском сценарии написал здесь, лишь для того, чтобы показать более полно картину трансформации прозаического произведения в полуфабрикат. Для автора сценария важнее научится грамотно писать ЛИТЕРАТУРНЫЙ сценарий. Писать режиссерский сценарий забота режиссера. Но автор сценария должен уметь и знать, как это делается, чтобы не попадать впросак.
Теперь фрагмент начала профессионального ЛИТЕРАТУРНОГО сценария полнометражного художественного детского фильма. По повести "Невероятный Колька, Великолепная Кэт в своих лучших приключениях". Сценарий называется "Не бойся я с тобой!". Сценарий продан киностудии.
"Поздний летний вечер. У открытого окна столовой детского лагеря, СЫРЦОВ с удочкой. Он, прячась за горшками с цветами, следит за происходящим внутри столовой.
У другого открытого окна столовой детского лагеря, кот ГЕРАСИМ. Он тоже, прячась за горшками с цветами, следит за происходящим в столовой.
Наконец, выбрав момент, когда…
...повара отойдут подальше, от огромного бака с сосисками…
...СЫРЦОВ замахивается удочкой
...кот ГЕРАСИМ готовится к прыжку.
...рыболовный крючок впивается в одну из
сосисок.
СЫРЦОВ подсекает! И сосиски ускользают из-под лап приземлившегося кота ГЕРАСИМА.
Кот ГЕРАСИМ очумело наблюдает, как сосиски одна за другой (они соединены между собой) уползают по полу столовой, поднимаются по стене, и одна за другой преодолев подоконник, исчезают...
...в большом холщевом мешке, куда их, сосиски, одну за
другой водворяет СЫРЦОВ. Но вот дело застопорилось – сосиски где-то застряли. СЫРЦОВ дергает – и в мешок вваливается, вцепившийся в последнюю сосиску, кот ГЕРАСИМ.
СЫРЦОВ изумленно заглядывает внутрь мешка – ГЕРАСИМ шипит и всем своим видом дает понять, что вытащить его из мешка, можно только ценой жизни вытаскивателя.
Из столовой доносится голос:
- Маша, а ты сосиски уже унесла?
СЫРЦОВ торопливо завязывая горловину мешка: - И черт с тобой! Даже еще лучше!
ТИТРЫ: «НЕ БОЙСЯ Я С ТОБОЙ!
Или
Невероятные приключения Кольки и Кэт!»
Ночь. Ночной сторож детского лагеря ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ в своей сторожке. На столе чай и легкая закуска типа сушка обыкновенная. Сторож тщетно пробует выбрать канал на своем подержанном телевизоре. Едва он найдет, что-нибудь умиротворяющее и... и с благожелательной
улыбкой усядется в кресло и возьмет чашку с чаем... ...как оказывается, что это благожелательное, лишь тихая пауза в очередном фильме ужасов. Пресекая кровавое развитие сюжета ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ встает и опять переключает канал...
Наконец ему надоедает
переключать, он выключает телевизор, встряхивается, подходит к окну сторожки, и...
...нос к носу сталкивается с прильнувшей с той стороны оконного стекла ужасной, напоминающей только что виденные по телевизору в фильмах ужасов, мордой."
----------------
Теперь посмотрим начало другого фрагмента литературного сценария, такм сказать, взрослого фильма. Он более тщательно прописан. Это так называемый (очень условно голливудский или американский) вариант написания. Сценарий этого фильма продан киностудии. Итак:
"ЧИСТО ТЕЛЕВИЗИОННОЕ УБИЙСТВО.
герметический детектив
Литературный сценарий трехсерийного фильма
……………………………………………
Персонажи:
- Диктор Юлия ПОЛЯКОВА. Одета чуть строже чем нужно.
- Оператор РЫЖИЙ, бичеватый, (не бомжеватый), вид.
- Директор телекомпании БЕЛИКОВ Иннокентий Потапович.
- Помреж Томка БЕЗРУЧ, чуть более пятидесяти пяти лет.
- ЖЕНЬКА — язык прописан в транскрипции. Суржик.
- СЛЕДОВАТЕЛЬ, больше пятидесяти пяти лет.
- Звукооператор СЕЛИВАНОВ, а когда в костюме кролика, то в характерных перчатках.
- Зарубин
- За кадром: ОН — он же режиссер на пульте.
- в эпизодах: Кролики.
…………………………………………….
Место действия;
Телевизионный "новостийный" павильон. Заканчивается "Ирония судьбы или с Легким паром", звучит фонограмма. Новогодняя елочка. Кое—где серпантин и проч. новогодняя мишура. Особенность освещения – углы павильона в темноте. Поодаль свалена не пригодившаяся
новогодняя мишура, в том числе костюмы кроликов кордебалета. Мужские – комбинезон, женские – юбочка. У ненастоящих кроликов обувь своя.
В павильоне двери: дверь ведущая в "карман", дверь в фойе, дверь к осветителям, дверь в дикторскую,
дверь запасного выхода.
Примечания:
Карман – закуток, склад декораций.
Пульт режиссерский наверху, поэтому общающиеся с режиссером обычно поднимают голову.
В секторе между объективом телекамеры и креслом диктора никто не ходит, даже
если так идти ближе — табу.
Время действия;
31 декабря.
……………………………………………….
МЕРТВЕЦ ЕЩЕ НЕ ПРИБЫЛ.
Первая серия.
В павильон, через дверь запасного выхода, входит КРОЛИК в характерных перчатках. Крадется и входит в дикторскую.
КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ звонит из дикторской по телефону.
КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ: — Алле, Буба? Подъезжай. Что значит
не могу? А ты через не могу. Прямо сейчас. Мартышка, блин, зовет. Что
значит какая? Та самая. Ладно, я помогу пройти вахту. Ты звякни, когда
приедешь, мне на пульт. Всё. Хоп. Жду.
Из двери к осветителям выходит заблудившийся ДРУГОЙ КРОЛИК.
ДРУГОЙ КРОЛИК открывает дверь дикторской. Фонограмма "Иронии судьбы..." стихает.
ДРУГОЙ КРОЛИК: – Вы не скажыте дэ тут...
ДРУГОЙ КРОЛИК пятится...
...так
как, на него наступает КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ.
ДРУГОЙ КРОЛИК: – Я тилькы спытать хотила... Вы меня лякаете. Шо вы надумали?!
В павильон из двери от осветителей входит ТРЕТИЙ КРОЛИК.
ТРЕТИЙ КРОЛИК: – Ну и где ты, блин, бродишь?..." и тд.
-------------------------------------------------
Для тех, кто серьезно решит заниматься написанием сценариев:
Для тренировки возьмите диск со своим любимым фильмом, установите его на видак и поробуйте, прокрутив несколько раз, например, начало фильма, записать его содержимое на бумаге, в нароисованной вами, нашей таблице, о который мы говорили в этой заметке
выше.
Еще рекомендую найти и почитать книгу известного режиссера Александра Митты: "Кино между адом и раем" .
PS:Если возникнут вопросы - можно задавать здесь в комментах.
Комментарии
Можу, крім справді непоганої "Кино между адом и раем" Мітти, порадити "Искусство драматургии" Егрі та "Искусство кино" Кулєшова, наприклад. Доволі легкі для сприйняття лекції для сценаристів написав Олександр Молчанов, і їх легко знайти в Інтернеті.
Але, якщо чесно, я вважаю, що від цієї літератури більше шкоди, ніж користі) Можливо, найкраще, що можна робити - це "нотувати" улюблені фільми у формі режисерського сценарію, як писав Александр Іванович. Краще вчитись на хороших фільмах, ніж на книжках по сценаристиці.
Буду вдячна за відповідь)
Только сначала снимем... =)