Рецензию на рассказ Германа Дедюхина «Мальчик» написал Олег Раин (Андрей Щупов), член Союза российских писателей. Автор многочисленных детских книг. Автор книг в жанре фантастики, детективов, приключенческих романов. Награды и премии: «ДЭМ» (1992), «Заветная мечта» (2008), премия Владислава Крапивина (2008), «Алиса» (2009), премия им. П. Бажова (2010), «Камертон» (2010) и тд.
Сам рассказ «Мальчик» читай внизу этой страницы, а сейчас рецензия:
«Что тут скажешь? Узнаю себя в молодости. Где-то даже вполне здоровая реакция созревающего бойца-протестанта. И тут важно отметить два момента: первый – удержать в себе ясность зрения, желание видеть правду и не увязнуть в сладковатых омутах, что караулят справа и слева, и второй – не сорваться в штопор тотальной ненависти и максимализма.
Мир ВСЕГДА был сложным и противоречивым, периоды относительно справедливого времени были крайне редки и краткосрочны, увы и увы. Это тест всем живущим, испытание на прочность. И литераторам предлагается та же задача. Я бы даже сказал – сверхзадача. Суметь увидеть правду и неправду, добро и зло, дно и выход. У молодого автора Дедюхина появляется свой язык, есть умение выстраивать загадочный лабиринт, это здорово. Вся первая половина рассказа – это предощущение открытия – пусть не самого приятного, но открытия. Это Дедюхину замечательно удалось. Можно пренебречь шероховатостями и даже поставить за искомую половину пять баллов.
А далее читателю подается разгадка – точнее – ее подобие. Но, к сожалению, упрощенная. Хотелось-то многослойности и еще большей тайны! В данном же случае рисуется плоская картинка зла, вернее – ее хвостик, и предлагается борьба. И все. Однако, на мой взгляд, фабула лишь намечена штришками и не раскрыта. Возможно, автор только призадумался об этом, и рассказ попросту стоит достраивать, продолжать. Чтобы эффект «моно» поменять на «стерео» и «квадро», а может, в итоге получился бы и вовсе поляризованный свет, где будет и больше вопросов, и больше ответов – с новыми героями, тайнами и новым фоном.
Так что это, на мой взгляд, это только задел – этакий первый кирпичик в основании. Кирпичик вполне добротный, хотя и изрядно почерневший от сердитых мыслей. Тут тоже есть, над чем работать – в том числе и над собой. Неплохо помнить, что всегда должно быть место для улыбки. В любом романе, в любом самом мрачном рассказе. Иначе герои просто будут неживыми! Как верно и обратное, если герои только хохочут, улыбаются и обмениваются реверансами, это уже театр абсурда или откровенная фальшивка.
Словом, нужно спокойно и продуманно писать дальше. Не памфлет, не листовку с призывом и не утешительную агитку, а полноценную повесть или рассказ. Выстраивать сюжет, где герой (кстати, нет объяснения его головной боли – пусть даже в таком вещем и неприятном сне – а тоже желательна расшифровка или хотя бы какой-то намек на нее), проснувшись, начнет действовать. Даже самая короткая одноактовая пьеса все-таки предполагает означенное действие. Не только проснуться что-то понять, но и сделать первый шажок.
Ну, и не слишком увлекаться чернухой, о чем уже было немного сказал. Жуть и напряжение вполне передаются иными средствами. Уже ДО висящего мертвеца в рассказе присутствовало напряжение. В данном случае можно и без криков-крови отразить весь ужас невольничьего рынка (увы, действительно, не фантастики в наше время), где торгуют людьми – но без насилия и криков, что делает такие места еще более зловещими.
Так что мои поздравления автору. И пожелание читать больше самого разного, давней и свежей классики, признанны авторов, ни в коем случае не толкаться только от новостей и тем паче компьютерных игр, не вариться в собственном соку, искать и искать выходы, тоннели и сюжеты.
Словом, Удачи и Роста молодому автору!
С Уважением, Олег Раин»
Внимание! Рассказ имеет возрастной ценз, не младше 12 лет! То есть 12+
«Мальчик»
Герман Дедюхин, на момент публикации рассказа автору 15 лет, пос. Излучинск
«Держи же меня за шкирку,
Живущий во мне мальчишка,
Не дай мне скатиться вниз»
Олег Медведев «Мальчик»
Мальчик открыл глаза. Он увидел небо. Оно было ярко-голубым и ясным, ни одного облака. Мальчик просто лежал и смотрел на него. Постепенно пришло понимание, что между ним и небом еще что-то есть. Толи стекло, толи прозрачная пленка.
Мальчик пошевелился. Ему ничего не мешало, он медленно сел. Движения не доставили боли мышцам, а вот голова… Голова буквально взорвалась, распалась на кусочки. Мальчик вскрикнул, закрыл глаза, сделал глубокий вдох и шумно выдохнул. Попытался расслабиться. Вроде бы получилось. Он огляделся. Голова гудела. Мальчик находился в небольшой комнате с простенькими бирюзовыми обоями. Лежал он на деревянной кровати с матрасом. Ни подушки, ни одеяла, только голый матрас без простыни. Кроме кровати в комнате ничего не было.
Мальчик с трудом поднял голову. Потолка не было. Стены ни во что не упирались. Хотя… Мальчик присмотрелся. Наверное, это все-таки стекло. Но очень чистое. Очень. Ни одного пятна, ни единой царапины.
Мальчик сжал зубы и попробовал встать. На удивление, это тоже далось ему легко, только голова оказалась довольно тяжелой. И в глазах слегка потемнело. Мальчик стоял, пошатываясь. Он прислушался, затем пошмыгал носом. Ни звуков, ни запахов. Ничего. Он попробовал сделать шаг, и еще один, и еще. Ноги двигались свободно, привычно. Голова тоже понемногу начала проходить.
Мальчик добрался до двери. Она была обычной ничем непримечательной, как и вся комната. Сделана из дерева, без узоров, покрыта темно-коричневой краской, которая слезла в некоторых местах.
Мальчик остановился, прислушался еще раз. Тишина. Он поднял руку и открыл дверь. В комнату ворвался поток воздуха. Мальчик сначала не понял, почему ему так сильно хочется зажать нос, но тут же осознал, что появились запахи. И были они не особо приятными. Точнее, совсем неприятными.
Мальчик задержал дыхание и шагнул за дверь. Он оказался в длинном темном коридоре, в конце которого виднелся свет. Прямо как в туннеле. Но когда глаза привыкли к темноте, мальчик разглядел по бокам коридора двери. Он осторожно двинулся вперед.
Чем дальше он шел, тем противнее и невыносимей становилась вонь. Одна из дверей справа оказалась открыта. Мальчик заглянул внутрь и замер. Прямо посередине комнаты висел труп мужчины. Босые ноги, грязные изорванные черные брюки, более чистая рубашка с оторванным левым рукавом. Прочная веревка на шее.
«Самоубийца» - мелькнуло в голове у мальчика отстраненно. Он решил, что сейчас его вырвет. Но нет. Желудок был пуст. Мальчик зашел в комнату, прошел мимо висящего мужчины и остановился у окна. Вид выходил на площадь, ограниченную подобием забора. На не были установлены ларьки. Много людей. И некоторые, чаще девочки и мальчики, были либо полураздетыми или прикрытыми никуда негодным тряпьем.
Но чем же торгуют? Мальчику понадобилось минуты две, чтобы сообразить, что товар – эти тощие, неодетые люди. Он перевел взгляд вправо и увидел несколько машин. Джипы с тонированным стеклами. У каждого стояли по двое мужчин в черной одежде с автоматами и в бронежилетах.
Из одной машины выпрыгнул невысокий человечек. Никакое другое слово к данному существу не подходило. Не ребенок, а мужчиной назвать… то же самое, что свинью волком окрестить. Человечек был толстым, на лице его маячила довольная, но какая-то неестественная улыбка. Он направился к ларькам, подошел к самому крайнему, пожал руку продавцу, что-то сказал, рассмеялся и ткнул пальцем в двух девочек лет четырнадцати. Продавец кивнул. Человечек бросил ему деньги, обернулся и подозвал двух мужчин с автоматами. Когда они подошли, человечек указал на выбранных девочек. Мужчины кивнули и схватили живой товар.
Девчонки пронзительно закричали и начали вырываться.
Мальчик видел, что хватка мужчин была железной. Они протащили девочек через площадь, открыли дверцу джипа и кинули бедняжек внутрь. Человечек самодовольно улыбаясь направился к машине, поглаживая живот.
У мальчика сжались кулаки. И вдруг он вспомнил, что уже видел этого мужчину. И вспомнил где – на плакате «голосуйте за нас! Мы за справедливость!». Этот плакат висел на подъездной двери дома, в котором жил мальчик.
Он потряс головой. Кажется, память возвращается. И тут мальчик услышал шаги сзади.
- Эй! – его окликнули.
Мальчик резко развернулся и тут же прикусил губы, чтобы не застонать, и прижал ладонь ко лбу. Быстрое движение отразилось колкой болью в голове, будто в нее впилось с тысячу иголок. Перед ним стоял парень лет шестнадцати в камуфляже и черных тряпичных кроссовках.
- Ты кто? – спросил он мальчика.
- С-саня, - говорить было трудно, губы плохо слушались.
- Отряд Спасения есть, - непонятно сказал парень. – По всей России он создает свою сеть. Но нас мало. Поторопись. Это будет скоро.
- Что? – спросил мальчик, но не получил ответа.
Перед глазами все поплыло, силуэт парня стал размытым, толи в ушах, толи в больной голове зазвенело. А потом стало темно и тихо.
***
Александр вскочил с постели и бросился к окну. На улице все было по-прежнему. Доносилась музыка кафе из здания напротив. Неслись по трассе автомобили. Редкие прохожие семенили либо к остановке, либо в кафе. Ночь только-только перешла в утро.
Александр попробовал убедить себя, что это был просто сон.
- Не ври, - раздался Санькин голос внутри. – Ты сам знаешь. Мир болен, он умирает. Ты знаешь тех, кто поможет с лечением.
- Да, - тихо ответил Александр. – Спасибо тебе.
- Я – это ты, - хмыкнул Санька и затих.
Мужчина отворил дверцу шкафа. Наше старую армейскую форму и берцы. Быстро оделся, прикрепил справа кобуру с Макаровым, слева – нож. Перед уходом глянул в зеркало, шепнул:
- Торопись. Это будет скоро.
И вышел, не став закрывать дверь
Дай мне руку мальчик,
Дай мне руку мальчик,
Быть может, я еще жив.
Олег Медведев «Мальчик»
Комментарии
Еще раз спасибо!