Ольга Колпакова

«Наверное, не все вы мечтаете стать писателями. Поэтому я расскажу не как написать интересную познавательную книжку, а как написать интересное сообщение».

Ольга Колпакова закончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Работала в детских журналах «Ёжик», «Витаминка», «Карамелька», «Лэп Топ» и другие. Является одним из авторов издательских проектов для детей. Редактор газеты «Тихая минутка».

Детский писатель, лауреат российских конкурсов и фестивалей детской книги. Автор многочисленных детских книг. Председатель «Содружества детских писателей». В этой небольшой заметке Ольга делится секретами мастерства.


Наверное, не все вы мечтаете стать писателями. Поэтому я расскажу не как написать интересную познавательную книжку, а как написать интересное сообщение. Вам же такие задают в школе каждый месяц. То про птиц, то про растения, то про страны. И мне тоже задают. Только большие. А потом то, что я напишу, печатают, получается книга, а вы эти книги в библиотеке берёте и переписываете из них свои сообщения-рефераты. Или из интернета списываете. Так вот, чтобы учительница не заподозрила, что вы не сами наблюдали за белым медведем, а списали из книжки, списывайте умно. Как? Вот как.

Подсказка первая: делайте из больших предложений маленькие. И ошибок меньше будет. Мне это помогло на вступительном сочинении на факультет журналистики: пишешь короткими фразами и не печалишься про запятые. Ну, а если в этом произведении только одни коротенькие предложения, смело соединяйте их, но не забывайте вместо точек поставить запятые.

Подсказка вторая: вставьте пару слов о том, какие отношения связывают лично вас и то, о чем вы пишите. Например, что, к сожалению, вы не имели возможности наблюдать белого медведя в живой природе. Или наоборот, что, когда вы последний раз покоряли Северный полюс, то имели счастье удирать от голодного белого медведя... Ваша искренность обязательно подкупит педагога.

Подсказка третья: списывайте не из одного места, а из нескольких сразу. Потому что в интернете много непроверенной информации, и вы рискуете вычитать и переписать, такую например, ерунду, что шерсть белого медведя белая, поэтому и назвали его белым. Шерсть у него, кстати, прозрачная. Иначе бы он не прожил в таком морозе. Но об этом не в каждой книге пишут. Наверное, это какая-то медвежья тайна. Вот тут мы переходим к самому интересному, к четвёртой подсказке.

Четвёртая подсказка: не надо писать сразу обо всём: где живёт, что ест, сколько спит. Это скучно и забудется очень скоро. Но ведь тогда учитель будет ругаться? А вот и нет. Надо сделать так: в первом же абзаце написать, какую интересную и сложную тему вам доверили раскрыть. Этой теме посвящены тома, над ней работают институты и отдельные натуралисты-любители. Вы даже знаете одного десятиклассника, который пишет работу про этого же медведя, так у него уже страниц сто написано! А ещё вы читали, что один учёный посвятил этому всю жизнь. Вы бы тоже рады посвятить, но надо и остальные уроки учить. Да и, к сожалению, объёмы реферата не позволят вам осветить тему достаточно полно со всех сторон, и вы решили остановиться на одной из проблем. Но зато уж решили копнуть её глубоко, насколько, опять же, позволяют объемы заданного сообщения. Например, вы попытаетесь провести настоящее расследование: КАКОГО ЦВЕТА БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ!

А когда есть расследование, когда есть загадка, то и писать становится гораздо интересней, чем переделывать статью из энциклопедии. Я когда пишу познавательные книги, первым делом думаю: а в чём же здесь загадка, что белый медведь белый? Почему и зачем это он белый? Для чего это и с какой стати? И мне сразу очень интересно становится, даже если сначала думала, что это не тема, а одна смертная скука. И так расписываюсь, что потом редактор вынуждена текст сокращать. Это очень обидно. Потому что почему-то всегда выбрасывают самое главное. Например, в моем путеводителе для детей по Германии взяли да и сократили... Вторую мировую войну. Я до сих пор сокрушаюсь. Поэтому...

Пятая подсказка: не перестарайтесь с объёмом, как я. Лучше картинок добавьте. Учителя тоже любят книжки с картинками. И если вдруг им будет лень вашу работу читать, то они поглядят на рисунки и все равно поставят вам «пять».

Ольга Колпакова