Писатель Юлия Лавряшина

«Найти свой язык – это самое трудное».

Юлия Лавряшина – прозаик, драматург, киносценарист. Написала более пятидесяти книг для детей и взрослых. Автор романов «Свободные от детей», «Наваждение Пьеро», «Гости Дома на холме» и многих, многих других.

Юлия Лавряшина – лауреат Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина, (2010 г.) за повесть «Улитка в тарелке», лауреат литературного конкурса памяти С.Н. Дурылина (2009 г.) в номинации «Драматургия», лауреат Премии Кузбасса за большой личный вклад в развитие культуры Кузбасса, финалист драматургического конкурса «Евразия-2010», номинант премии «Русский Букер» (2006 г., роман «Фальшь истины»). Фантастические повести «Котёнок в космосе» и «Майя и мальчик, живущий в море» вошли в число победителей Всероссийского конкурса «Книга года: выбирают дети».

Живёт в Подмосковье.


Позволю себе всего три совета, но, как мне кажется, важных…

Первый совет.
Прежде, чем обременить свою жизнь попытками войти в мировую литературу, вы должны уяснить: писатель – это не профессия. По крайней мере, не в нашей стране. Большинство талантливых литераторов, которых я знаю, не могут прожить на гонорары и зарабатывают на хлеб чем-то ещё… И я в том числе, хотя у меня уже вышло 50 книг, и читатели, слава Богу, любят их.
Так что подстрахуйте своё будущее, получите «нормальное» образование на случай, если издательства не станут осыпать вас золотым дождём. Всё-таки на голодный желудок пишется не очень…

Второй совет.
Зато сочинять истории и для детей, и для взрослых очень интересно! А если тебе это даётся тяжело и удовольствия ты не получаешь – не мучайся, бросай это дело. Ты найдёшь нечто другое, от чего сможешь получить радость. Ещё Пушкин советовал это знакомому поэту, который жаловался, как мучительно выдавливать из себя строчки… Я пишу с 8 лет и по-прежнему наслаждаюсь процессом.
Прислушайся к себе: если фантазии – это главное, что составляет твою жизнь, тогда, возможно, ты станешь большим писателем. Ведь мир воображения должен быть для тебя не менее реален, чем окружающий. Но и реальный мир не игнорируй! Он часто подбрасывает удивительные сюжеты или хотя бы эпизоды.

Совет третий.
Некоторые начинающие «пишут, как слышат», то есть обычным разговорным языком. Другие напротив переполняют текст красивостями и эпитетами – «ведь это же литература»! И той, и другой крайности стоит избегать. Примитивный язык не способен доставить удовольствие умному читателю, каким бы закрученным ни был сюжет. Но переизбыток слащавых «…ющихся» ещё хуже.
Найти свой язык – это самое трудное. Многие литераторы пытались писать, к примеру, «под Набокова», но это бессмысленно. Набоков уже был и подражать ему – тупиковый путь. Проверяй написанное на слух: когда мне кажется, что язык романа или повести звучит неестественно, я безжалостно выбрасываю написанное и начинаю заново. Очень много зависит от первой фразы – найди её!
В идеале каждое предложение должно нести некий свежий образ, или оборот, способный удивить читателя. Но на деле так не получается ни у кого, не переживай по этому поводу. Но образы ищи, они делают повествование зримым.
Знаешь, чем писатель отличается от журналиста? Оба пишут. Но журналист рассказывает, а писатель – показывает. В юности я услышала это от одного мудрого человека и запомнила на всю жизнь.

Юлия Лавряшина