Жанр этого прозаического произведения автор характеризует как поэму, и, о, да, я согласен с тем, что это поэма – в связи с эмоциональностью, смыслами, которые перевешивают сюжет, и неким пафосом (главное – оправданным, что, впрочем, отводит также к драматургии и трагедии в частности). Но также и нет, это не поэма, никак не поэма – это ...
стихотворение, поскольку как поэзию нужно читать, вдумываясь, но "за один присест", так и в случае c "Москва-Петушки". Слишком высокий градус напряжения, чтобы в окружающей обыденности терять взволнованность за героя в перерывах между чтением.
Местами было сложно понять смысл "алкоголических галлюцинаций" главного героя и прочего. Но ближе к концу я понял, что в этом произведение больше спрятано, чем написано. Больше подтекста, чем текста. Его можно было бы развить в роман на несколько тысяч страниц, поскольку "Москва-Петушки" – это почти 200 страниц кульминации и одна – развязки. Поэма рассказывает о внутренних терзаниях алкоголика, но интеллектуала, более того (и трагичнее того) – интеллигента, в котором, даже во время полного запоя, заметны признаки этой интеллигентности. Недалеких людей, в кругу которых приходится находиться всем, кто связывает себя с алкоголем, это раздражает; они чувствуют, что этот человек – не "свой". В образе главного героя автор, человек сложной судьбы Венедикт Ерофеев, "вложил" себя – наверное поэтому настолько верится каждому его слову.
Восторг, смех, грусть – читая поэму "Москва-Петушки" развиваются самые разные эмоции. Письму Ерофеева присуща та простота вместе с глубиной, которая знакома мне из примитивизма в российской живописи, творчества Платонова и Андреева – и меня это трогает. Меня трогает также любовь автора к человеку, даже совсем примитивного.
Сам герой был мне очень близок по сути своей, не смотря на множество внешних различий. Такому персонажу прощаешь, и за такого — волнуешься. Но еще больше после этой книги волнуешься, даже боишься за общество. Точнее иначе — не за общество, а, собственно, общества. Тот, кто возьмется за эту книгу и дочитает до конца, поймет, что я имею в виду.
Я разделил чтение на несколько дней, картина произведения, как мне кажется, не составилась полностью и теперь сожалею об этом. Зато осталось классное послевкусие. Да и мелочи это – поэму "Москва-Петушки" еще обязательно перечитаю. И пусть поезд привезет в Петушки, не оставляя на Курском вокзале.
Комментарии