компас
семь футов
1 1 1 1 1 (2 голосов)

Рецензия на первую часть фильма "Иван Грозный" (1944) Сергея Эйзенштейна.

Накануне впервые смотрел эпическую советскую киноленту о русском царе Иване Васильевиче. Фильм сильно впечатлил, но вызвал и немало отрицательных, противоречивых эмоций.

В первом кадре видим богатую царскую корону с крестом на ней, бьют церковные колокола и начинает играть эпическая музыка Прокофьева. Митрополит всея Руси медленно приближается к пастве, воображение поражает масштаб росписи храма внутри, напоминающие скорее католические костелы. "Венчается на царство царским венцом великий князь и государь Иван Васильевич и нарекается боговенчанным царём Московским и всея великия Руси самодержцем!".

В первом же эпизоде по моему телу пробежали мурашки – то ли от пафосного величия музыки, храма и мощи персонажей (хотя я не переношу пафос), то ли от напряженных лиц присутствующих, которые ненавидят, негодуют либо уважают нового царя. Одновременно с мурашками я почувствовал и некое недоверие к этому пафосу и напыщенности – ведь люди не способны застывать, словно скульптуры, демонстрируя свои эмоции. А я не люблю театральность в кино, пускай это и фильм 44-го года. Тем не менее, эта же театральная напыщенность вперемешку с музыкой меня взбудоражила, что самому мне показалось странным.

Грозный в храме

Иван Грозный, воплощенный Николаем Черкасовым, поражает своей мощью и непреклонностью: когда во время народного бунта один смельчак говорит царю: "Колокола сами зазвонить попадали!", Грозный, без тени взволнованности, отвечает: "Чары, говоришь? Колокола попадали? А иная голова, которая чарам верит, сама, что колокол, пустая". Люди начинают смеяться и, конечно же, уважать царя (хотя именно это не показано).

Главного антагониста играет Серафима Бирман, воплотившая княгиню Ефросинью Старицкую. Ефросинья – злая старуха, которая выступает во главе бояр и не переносит царя. Женщина постоянно носит черное одеяние... По её мнению, Иван Грозный пытается отобрать власть у бояр, что, собственно, недалеко от правды, и пытается всячески этому противиться. В основном, конечно же, подлыми заговорами. Ефросинья воплощает абсолютное зло в фильме. Но существует ли нечто подобное в реальной жизни? (В советских фильмах того времени персонажи часто делились на абсолютно позитивных или негативных, сегодня, думаю, это явно устарело).

Диаметрально противоположный женский образ – жена Ивана, Анастасия. Влюблённая и верная, мудрая и добрая, она воплощает все светлое в женщине, а типическая русская красота и белое платье подчеркивают это. В память врезался кадр, выстроенный по принципу инь-ян, где Анастасия, вся в белом, отдыхает на белой подушке, а Ефросинья, в своем черном одеянии уставилась на нее, подобно смерти. На мой взгляд, это слишком очевидный приём; с другой стороны, он словно в древних сказаниях показывает контраст между злом и добром.

Ефросинья и Анастасия

Что касается актёрской игры, то исполнители главных ролей играют высококлассно – следя за Грозным, я ни на минуту не сомневаюсь, что это Иван Васильевич: Черкесов изображает царя величественным и серьёзным. В этом фильме постоянно используются крупные планы бояр, простых людей и главных героев. В каждом таком кадре на лицах будто застывшая эмоция – ненависти, подлости, трусости, зависти, радости и не только. Причем, опять-таки, заметен контраст – на лицах бояр видим исключительно негативные эмоции, в то время как на лице Ивана Грозного и его сторонников – смелость, честность, радость. А что за мощное движение, когда царь поднимает лицо кверху! Особенно выразительный кадр, когда во время нападения на Казань приближенный Ивана Васильевича Курбский "поднял руку на царя". Грозный без тени испуга, даже не смотря в глаза полководцу, говорит: "Если...".

Лицо царя

Грозный. Казань

Эпизодические роли, на мой взгляд, сыграны чересчур преувеличенно – разве бывает так, чтобы человек показывал абсолютную раздраженность либо хитрость-подлость? Это слишком однобокое изображение людей. Тем более, когда снимают крупным планом (а большинство этих эмоций в лицах снято именно так), то, на мой взгляд, наоборот, нужно делать все более тонко; даже маленькой складки над бровью и застывших уголков рта может быть достаточно, чтобы убедительно показать злость. Зачем же тогда все театрализовать?

Опера Прокофьева "Иван Грозный". Очень сложно описать словами то, какие эмоции она вызывает, насколько сильно музыка в фильме подчеркивает действие... Когда московское войско идет в поход на Казань, играют один за другим несколько мотивов: сначала слышим эпический марш, подчеркивающий военную мощь войска; далее народные песни, исполненные множеством голосов во время подготовки к битве. Когда мы видим башню врага, начинает играть красивейший марш с восточными мотивами – и это идеально подчеркивает то, что москвичи вплотную приблизились к противнику, на чужую территорию. Когда вновь прослушиваю эту мелодию вне фильма, представляю себе приблизительно то же самое – палящее солнце, вездесущая пустыня, и чувство, будто вторгаешься в чужой край... Когда царь ложится на грудь своей жены, опечаленный отъездом ближайших товарищей, играет нежная мелодия, вызывающая ассоциации с кораблем Одиссея, плывущем в далеком-далеком море, и одновременно с верной Пенелопой, ожидающей последнего. Есть в этой мелодии что-то нежное, что-то печальное, что-то далекое...

Пафос картины усиливается игрой теней. Тень Ивана Васильевича в царских хоромах всегда выглядит величественно и грозно (как бы напоминая прозвище царя). Отражения же других либо вообще отсутствуют, либо напоминают тени муравьев.

Тень Грозного

В этом фильме я увидел очень много Бога. Но преимущественно со внешней стороны – богослужение в храме, росписи, священнослужители, борьбе света со злом (которая происходит по сюжету, а не внутри героев). А что за удивительная роспись лика Христова в царских хоромах! Один из самых запоминающихся кадров фильма – когда бояре проходят мимо этой росписи, будто двенадцать апостолов, предавших Христа. Они уныло смотрят под ноги и медленно двигаются один за другим. Два больших Божьих глаза словно следят за боярами, строго и угрожающе. И не только за ними.

Глаз Бога

Но даже этот кадр, на мой взгляд, – внешнее проявление Бога. Потому что я не прочувствовал Всевышнего в образах фильма. Всех бояр во главе с Ефросиньей Старицкой, исходя из фильма, интересует только власть. Иван Грозный – смел и решителен, но я в нем вовсе не вижу сожаления либо страха. Ни страха, ни сожаления у него не вызывают враги, против которых он идет; ни на миг он не пугается Курбского, который как бы замахивается на царя. Кажется, будто он сам не побоялся бы и Бога, если бы они встретились – а это уже явно что-то сверхвозможное, крамольное. Слабость царя в первой картине проявляется только тогда, когда он сознается жене в тоске по своим товарищам (о чем упоминается в абзаце про музыкальное оформление). Проблеск божьего света я прочувствовал именно в Анастасии, которая заботится о царе. Она одновременно сильная и слабая – как мне кажется, единственный подобный образ в первой части фильма.

Грозный и Анастасия

Думая над фильмом уже после просмотра, я понял, что самый первый кадр (как вы помните, царская корона с крестом) – лейтмотив всего фильма: ведь царская корона – это власть, богатство и Россия, а крест на ней – это Бог и православие. Все события и конфликты в фильме крутятся в борьбе за власть, в борьбе за Россию, в борьбе между Богом и Дьяволом, светом и тьмой. Когда я пересматривал фильм, это открытие меня сильно поразило.

"Иван Грозный" – это явно не тот тип фильма, который я люблю – сюжет и посыл в нем важнее образов, а костюмы, декорации и битвы хоть и выглядят правдоподобно, но не вызывают особых эмоций, оставляют равнодушным. Вообще в кино костюмы и оформление меня в большинстве случаев оставляют равнодушным – это как-то не так важно, не очень интересно, что ли. При этом в моей памяти "засели" красочные кадры с Ефросиньей и Анастасией в царской спальне. А еще – фирменное движение царя, который поднимает голову к небу (и этот приём можно увидеть во многих фильмах о Иване Грозном, снятых позже – в том же "Иван Васильевич меняет профессию"). Удивительное движение – пафосное, мощное, изящное, вызывающее уважение и иронию (в виду излишней патетичности). А еще – Христовы глаза... А еще – музыка Прокофьева, в особенности тот отрывок, о котором писалось выше.

Мне кажется, что каждый может найти в этом фильме что-то своё, а если и не найдет, то можно закрыть глаза и наслаждаться Прокофьевым. После просмотра первой части ленты не тянет на вторую.

Комментарии  

topolenok
+2 #2 topolenok 01 августа 2016
Три года назад нашла на свалке икону Христа - чью-то самоделку на ДВПшке, из цветной крошки и проволоки. Уже пошарпанную и само изображение, в общем, не самое удачное. Но глаза там были удивительные. Такой взгляд, словно на какой-то старинной иконе. Не знаю даже, как описать. Древний, проницательный и печальный.
director
+1 #1 director 27 июля 2016
Только два слова. Во первых, сразу скажу мне нравится, что вообще состоялся этот отзыв современного молодого человека о фильме, снятом в 44-году. Во вторых - разбирать фильм хорошо бы с учетом времени и других фильмов того времени. Тенденций в кино военной поры. Ну и в третьи... Просто деталь: ..."(В советских фильмах того времени персонажи часто делились на абсолютно позитивных или негативных, сегодня, думаю, это явно устарело).".. - ну как же устарело. Вошло в абсолют. Герой и подлец )))

У Вас недостаточно прав для комментирования. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

 

Комментарии