Как самому снять фильм? Многие мечтают об этом. Казалось бы сейчас снять кино несложно. Видеокамеры, планшеты, смартфоны недороги и позволяют снимать кино. Для тех, кто решил снять свой фильм эта маленькая статья. Ведь для того, чтобы снять настоящий фильм, хорошо бы понимать из каких частей он состоит, как построен... В статье я разбираю, что называется по косточкам, фильм. Ну, по крайней мере стараюсь это сделать.)) Это хороший фильм. Я его выбрал для разбора, потому что... помимо всего прочего, потому что мне он нравится. ))) Я буду рад, если эта статья послужит тебе первым толчком к освоению и пониманию такого сложного киноискусства, как кино. И станет первой ступенькой твоей успешной кинокарьеры. Нужно понимать, что этот разбор не заменит тебе полноценного образования, но все же...
- Режиссёр Эльёр Ишмухамедов
- Сценарий Одельша Агишев
- Год 1969
- Страна СССР
- Производство Узбекфильм
- Длительность 83 мин
- Формат ч/б, ш/э
- В фильме снимались Анастасия Вертинская, Родион Нахапетов и Рустам Сагдуллаев.
Коротко о содержании: Действие фильма происходит в Ташкенте. Главный герой, Родин расстаётся с девушкой, которая его не любит и он тяжело переживает разлуку. Рустам, второй герой, влюблён, талантлив и успешен. Третий герой, грек по происхождению, находит свою мать и сестру и возвращается в Грецию, где в это время диктатура "Черных полковников".
Смотрим фильм:
На что обратить внимание?
Разделим фильм на составляющие части:
- картинка - какое изображение мы видим на экране и почему именно такое изображение?
- звук - какой звук мы слышим во время демонстрации изображения и почему именно эти звуки?
- монтаж - как соединены фрагменты фильма между собой и почему именно так?
Картинка - особенности:
Смотри, фильм "Влюбленные" очень белый. В том смысле, что очень много белого цвета в кадре. Конечно, это сделанно умышленно, для того чтобы передать светлое мироощущение героями, окружающей их жизни. Оптимизм! Светлая энергия молодости! Удивительно, но даже в самых трагических эпизодах фильма, например, когда умирает мама Рустама, кадр просто таки излучает свет. Смотри, как не глубоки тени в кадре. Даже иногда кажется, что еще чуть-чуть и этот пересвет станет операторским браком. От картинки этого фильма пахнет солнцем!
Посмотри картинка в фильме очень акварелистая и напоминает работы импрессионистов. Вот как об этом направлении в живописи говорят в Википедии : "... (...)... наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления." Вот и в фильме "Влюбленные" солнечные блики, блистающая солнцем рябь на воде, плавающие тени, струящееся марево...
Отдельные кадры фильма, это просто отдельные полноценные картины. Если нарисовать такой кадр, то получится прекрасная картина: например, такие живописные кадры с 66 минуты, там где солнце, дождь и мальчишки - пастушата под дождем...
Еще посмотри, чтобы подчеркнуть настоящесть происходящего на экране, придать ему еще большую достоверность, кинокамера приближается к объекту на расстояние прикосновения. Кажется, что зритель протянув руку может коснутся этой дрожащей на ветру травинки, или вот дотронуться до щеки героини.
Зачем именно такая картинка этому фильму? Потому, что фильм о жизни, которую режиссер понимает, как череду стремительно меняюшихся эпизодов. Что-то мы видим отчетливо, что-то расплычато. Круговорот бликов и теней. Иногда, какая-то деталь, на первый взгляд не очень важная, впечатывается в наше сознание... Фильм напоминает полноводную реку. Только иногда эта река, стремительный горный поток. А иногда широкая неспешная речка. В первом случае, эпизоды сменяют друг стремительно, во втором случае, движения в кадре замедленны.
Звук - особенности:
Музыка в фильме "Влюбленные" выполняет равноценную с изображением роль. Это не то, к чему привык современный зритель, когда в подавляющем большинстве голливудских фильмов музыка вместо шума. Что-то звучит и ладно.
В фильме "Влюбленные" музыка (композитор Богдан Троцюк) часто берет на себя главную роль. Становится рассказчиком. Часто герои говорят, даже на крупном плане, они открывают рты :), но голосов мы их не слышим. Вместо их голосов звучит музыка. Она нам лучше расскажет о главном. Даже лучше, чем сами герои. Например, о нежности. О любви.
Еще разберем один из эпизодов фильма "Влюбленные", где музыка особенно значима. Это с 68 минуты фильма. Это когда река смыла и уносит главного героя Родина. Обратите внимание на звучание органа. Он придает этому фрагменту эпическое торжественное звучание. Почему? Потому, что орган специальный инструмент. Мы привыкли слушать в его исполнении только мессы в костелах ну, или другую высокую музыку, например, в филармонии. Поэтому звук органа у зрителя ассоциируется с высоким. Именно поэтому, когда наш Родин барахтается в реке, звучание органа сразу же придает эпизоду возвышенное значение. Орган, как бы говорит - перед вами происходит что-то важное, значительное, ведь я звучу только по особым случаям! Это не просто перед вами человек в реке, здесь есть еще что-то! Возвышенная, как моя музыка, мысль. Думайте! Но к этому эпизоду мы еще вернемся по другому поводу.
Но вообще, обратите внимание, как много музыки в фильме "Влюбленные". Она буквально наполняет все пространство фильма. Музыка и белый цвет.
Монтаж - особенности:
Разберем с точки зрения монтажа, как собран и сделан, и из чего сделан, главный эпизод фильма. Тот, где Родина уносит река. Смотреть с 69 минуты. Этот эпизод предваряет другой, в котором незнакомый нам шофер рассказывает Родину а следовательно и нам, про крутой нрав их горной реки. Река нешуточная, может и утопить.
- Лучше плыть по течению! Не сопротивляться! - говорит шофер: - Тогда выплывешь!
Таким образом нас незаметно подготовили, к тому что будет происходить далее. Как бы настроили исподволь на серьезный лад, хотя мы этого и не понимаем в этот момент.
И вот Родин, хоть его и предупреждал шофер, оказывается в реке. Что мы видим? Сцена очень грамотно построена монтажно.
В кадре мы видим арбузы. Потом барахтающийся счастливый Родин. Он смотрит на эти арбузы. Они напоминают ему головы влекомых течением людей. Он отцепляется от камня и плывет тоже по течению. Как говорил шофер. Быть может Родин вспомнил его слова: - Не сопротивляйся, тогда выплывешь...
Но главная мысль для нас, для не очень проницательных нас, еще не очевидна. А мне режиссеру нужно, чтобы мою мысль поняло, как можно больше людей. Как ее подать?
И я делаю так - в кадре арбузы. Потом голова Родина. Несколько раз эти фрагменты сменяют друг друга. Неназойливо. Но именно столько раз, чтобы с какого-то момента зритель перестал СРАЗУ понимать, арбуз перед ним или голова Родина. Режиссер этим монтажом, добивается того, что зрителю приходиться всматриваться, чтобы понять, что именно он видит - голову человека или арбуз. Да и в бурлящей реке вообще СРАЗУ трудно понять, что перед нами. Только, через мгновение, через секунду мы понимаем - это арбуз! А это голова Родина! А это опять арбуз!
При помощи монтажа режиссеру удается добиться нужного ему эффекта - заморочить нам голову. Но зачем режиссеру нужно, чтобы зрители путали арбузы с головой актера? А вот зачем. Следующий кадр - водопад! Торжественно вступает орган и под эту высокую космическую музыку рушаться замедленно вниз арбузы. И ВОТ ПРОЛЕТАЕТ ВНИЗ ФИГУРКА РОДИНА. А СЛЕДУЮЩИЙ КАДР - РАЗЛЕТАЮЩИЙСЯ ВДРЕБЕЗГИ О КАМЕНЬ АРБУЗ. Испугались, что это голова Родина разлетелась? На мгновение. В следующий миг мы разобрались, конечно... Но вот ради этого мгновения, когда мы на секунду подумали, что разлетелась голова человека, режиссер и путал нас.
Да и как еще проще объяснить зрителю, как мимолетна жизнь? Режиссер, как-бы говорит, смотрите, как легко она может прерваться. Даже случайно. Смыло в реку человека нечаянно и он беспомощен. И вот, как этот арбуз разлетится его голова о камень! Ведь человек перед вечностью пушинка, как-бы говорит режиссер, и как же поэтому нужно ценить каждый её миг! Вот осознав это и смеется, запутавшийся в рыбацкой сетке, в окончании всего этого эпизода Родин. Поэтому название фильма "Влюбленные". Влюбленные в жизнь.
Монолог шофера, предшествующий главному этому эпизоду и разговор крестьян сразу после, они метафоричны. Их слова значат больше того, что они значат на самом деле... Философские такие слова. "Земля родила, река унесла..." и так далее.
Этот эпизод фильма, который мы разбираем, метафора, художественный образ, назовите, как угодно. Он длится пару минут. Но если режиссер или писатель бездарь, то он, в своих произведениях заменяет метафору длинными, скучными, банальными разлогольствованиями, типа таких: "Жизнь трудна, Джек, в ней случаются сложные моменты. Она несет нас по течению а мы барахтаемся в ней. Но нужно жить, потому что... и так далее".
Ну и не могу не сказать о последней сцене фильма - с 74 минуты. Я бы её назвал "Мадонна". Как безупречна перспектива! Сколько света. И вот опять с какого-то момента в музыку вплетается орган, правда теперь он звучит не одиноко, вместе с другими инструментами, но все равно вся эта продуваемая ослепительным солнечным светом сцена обретает возвышенное звучание, на котором авторы и ставят точку в своем фильме.
Друзья! Я уверен, что просмотрев внимательно фильм "Влюбленные" вы и сами найдете с десяток интересных режиссерских и операторских приемов. Они там есть и их много. А в этом, очень поверхностном обзоре я едва только коснулся интереснейшего дела - заглянул в узкую щелочку за кулисы, в мастерскую мастера, подарившего нам в этом фильме частичку своего, непохожего ни какие другие Вселенные, мира.
Спасибо за внимание!
Комментарии
Когда смотришь хорошее чёрно-белое кино, то вскоре перестаёшь замечать, что оно не цветное)