Если говорить честно... Человек, который в будущем мечтает строить мир (изобретать машины, придумывать дома и так далее) - это читатель. Человек, который согласен исполнять чужие приказы и жить в мире, кем-то построенном - зритель фильмов.
Вот, в эти дни многие пошли в школу, и мне захотелось зачем-то написать это...
- Папченко! Прекрати читать книжки! - вдруг слышу голос учителя русского языка Ольги Ивановны Шуляк. Или учителя украинского языка, Нины Ивановны Пасечник. Или учителя математики, или учителя биологии... В классе раздаются смешки. Все рады отвлечься от скучных правил и посмотреть чем дело кончится.
Все верно, читать книги на уроках запрещено. А я их читал, удобно пристроив на коленях. Что, конечно же, являлось грубейшим нарушением дисциплины.
Честно признаюсь: первые книжки, которые я прочел где-то в первом классе, на меня не произвели должного впечатления. Но однажды, во втором классе, мне попался учебник астрономии за десятый класс. У книги была черная обложка, посреди которой блистало звездное скопление. Я с трудом преодолел первые страниц восемь, наполненных непонятными словами и странными фотографиями с подписями: квазары, Млечный путь, галактики, Солнечная система... Мне трудно было осмыслить значение этих слов, но вот это осознание бескрайности мира меня потрясло. И с этого момента что-то во мне изменилось... Изменение случилось сразу, будто кто-то взмахнул над моим затылком волшебной палочкой.
Учебник астрономии у меня отобрали. Прибежал запыхавшийся десятиклассник и отобрал. Но ожидание чуда, которое может скрывать даже самая невзрачная книжная обложка, со мной осталось. И я принялся, что называется, "глотать" книги. Вначале научно-фантастические. Благо, в детской библиотеке им. Чехова, которая ютилась среди домиков пригорода под названием Петуховка, была гигантская никем не тронутая подборка антологии советской и зарубежной научной фантастики. Это где-то томов сорок... Потом принялся за другие книги: Ремарк, Джек Лондон, Александр Бек, Олесь Бердник, Стругацкие, Крапивин и так далее... Я читал везде и всюду, каждую свободную минуту. И увы, в том числе на уроках.
Мы здесь все люди творческие. И мы, наверное, это все понимаем, но вот захотелось еще поговорить на эту тему. Поговорить честно.
Почему так важно читать книги и почему фильм, снятый по книге, не замещает её? Книга по своему действию на человека отличается от фильма. Книга медленно - и это тоже важно - заставляет читателя мысленно рисовать прочитанное. Рисовать лица, рисовать пейзажи, рисовать действие... Есть такое умное слово - визуализировать. То есть, представлять прочитанное слово в виде изображения. Тогда как в фильме режиссер дает зрителю уже готовое, свое собственное изображение - вот так выглядит Наташа Ростова, а так Незнайка, а так Робинзон Крузо... Они таковы и других вариантов быть не может. Они могут быть, но как же трудно потом отделаться от чужого видения и заменить его своим личным!
Наверное, для кого-то читать книгу труднее, чем смотреть кино. Это потому что творить, созидать тоже труднее, чем поглощать, потреблять созданное кем-то. Но в результате человек из созидателя, незаметно для себя, потихонечку, становится потребителем готовенького. Плохо ли это, прожить всю жизнь таким потребителем? Пусть каждый решает для себя. Мне же кажется, что гораздо интереснее и увлекательнее что-то придумывать самому...
Я совершенно уверен, что читатель и зритель - это два разных человека. Читатель - это человек творец. Читая, он каждое мгновение творит перед своим мысленным взором (все-таки не удержался от этого банального выражения) живой мир! Деревья и людей, дороги и города! Он как бы лично сам для себя режиссер.
Как-то скучно ничего не придумывать самому. Вот мне скучно было бы так жить. А вам?