Вопрос Командору
Я встречался со многими людьми, которые в советские времена говорили, что Павлик Морозов совершил подвиг, а, когда пришла иная эпоха, стали клеймить мальчишку за предательство. Меняются времена, меняются и оценки событий, и люди, к сожалению, меняются (потому что так им удобнее жить). Я не считаю Павлика предателем. Он верил в светлое будущее и считал, что обязан защищать его. А отца он ненавидел. Тот бросил семью, избивал бывшую жену и детей. Почему Павлик должен был заступаться за этого человека? Тем более, что был уверен отец действует на руку врагам. Кстати, до сих пор многое в той истории неясно. Никто не может точно сказать: что именно говорил Павлик следователям? И почему-то стараются не вспоминать, какой страшной ценой заплатил мальчик за свои убеждения (и не только он, но и его младший братишка).
У меня есть книга "Бронзовый мальчик". Там я довольно ясно высказываюсь по этому поводу. Пишу и о памятнике.
Саша, тебе, видимо, повезло в жизни: не приходилось сталкиваться с вредными и несправедливыми педагогами. Но большинству школьников встречаются всякие учителя и замечательные, и плохие. Так бывало во все времена, и мое детство здесь ни при чем. И повесть "Дагги-Тиц" я писал не про давние времена, а про нынешние. К сожалению, она во многом отражает реальные события.
Стараюсь не рассказывать. Я человек суеверный.
Наталья Соломко долгое время работала инструктором в отряде "Каравелла", в 70-х годах вместе с ребятами выпускала там журнал "Синий краб". Думаю, что в какой-то степени она действительно моя ученица (по крайней мере, она не отказывалась, когда кто-то ей говорил об этом). Однажды я даже подарил ей название для повести "Белая лошадь горе не мое"
Чем сейчас занимается и что пишет Наталья Зоревна, я не знаю: мы оба не любим заниматься перепиской и беседовать по телефону. Последнее, что я читал у нее (совсем недавно), это предисловие к моей книжке "Та сторона, где ветер", которую надумало снова выпустить издательство "Детская литература". Предисловие интересное спасибо Наталье Зоревне.
Да, ответ еще на один вопрос. Своими учениками я доволен. Они все пишут хорошо
К фильму "Аватар" я никак не отношусь, потому что не видел. Посмотрел кусочек, и мне расхотелось. Не люблю кино, где много шума, грохота и компьютерных наворотов. Для меня главное - душа актера, его живые глаза на экране, а не электронные технологии. Насчет того, что книжки есть, а хороших фильмов нет, ты прав. Вспомни, например, что сделали из "Обитаемого острова" Стругацких. Видимо, нынешние режиссеры не понимают, что главное в фильме - человеческие души и отношения. Мне вот тоже не повезло: только что сняли фильм "Легенда острова Двид" по книжке "Дети синего фламинго", и результат, на мой взгляд, очень "жиденький". Жаль повесть, я за нее в давние времена получил премию "Аэлита".
Важных советов я слышал и читал в жизни множество. Приведу один пример. Совет исходит от Н.В.Гоголя. Конечно, я с Николаем Васильевичем не встречался, но читал очень интересное его высказывание, адресованное молодым литераторам. Дословно не помню, а смысл такой: "Вот вы жалуетесь: "Ах мне не пишется, не пишется." А вы сядьте за стол, возьмите перо и начинайте выводить на листе: "Мне сегодня что-то не пишется, ах, мне сегодня что-то..." Глядишь, что-нибудь и напишется." Я до сих пор иногда следую этому совету, хотя к молодым литераторам себя уже не отношу.
Построить большое судно, конечно, хотелось, но выйти на нем в море с уральского озера по мелким речкам было бы все равно невозможно. Да и представляешь, сколько пришлось бы оформлять всяких бумаг: справок, удостоверений, разрешений, актов, свидетельств. И в каждой конторе чиновники говорили бы: "Нельзя, не положено, куда вас понесло с детьми?". Это еще непреодолимее, чем всякие мели и рифы.
А если бы мы все-таки выбрались в открытое море, то, разумеется, прежде всего взяли бы курс на Севастополь.
Амина, ты права, качество у этих фильмов так себе. Это и понятно, они снимались любительскими камерами на дешевую кинопленку, обрабатывалась пленка в "кухонных" условиях. А потом фильмы переснимались с киноэкрана маленькими видеокамерами, это тоже не улучшало качества. Но все равно работа над нашими картинами доставляла ребятам много радости, и выросшие штурманы и капитаны "Каравеллы" до сих пор смотрят это кино с удовольствием.
Песни исполнял Григорий Рейхтман, известный бард и певец, он часто выступает в разных городах. Гриша - выпускник "Каравеллы".
Жизнь у девочек и мальчиков, снявшихся в этих фильмах, сложилась по-разному. Есть среди них инженеры, летчики, программисты, учителя, бизнесмены, журналисты. Володя Шардаков, исполнявший главную роль в "Барабанщиках", работает в большой фирме, каждую неделю мотается на машине между Екатеринбургом м Тюменью и, случается, заходит ко мне в гости. А есть и грустные судьбы. Женю Боярских, который играл маленького короля, убили на улице бандиты (ему было тогда около двадцати лет). Я встречался с ним за две недели до его гибели, Женя рассказывал, что начал работать на ТВ, готовит передачу о парусниках. Он писал хорошие стихи, но не успел выпустить ни одной книжки.
Рукопись, конечно, даю. Друзьям, родственникам. Когда кончаю новую вещь, они стоят надо мной, как у духовки, в которой пекутся пирожки с вареньем: "Ну, скоро ты? Давай скорее!.." Попробуй не дать!.. А в приметы я верю, во всякие. Но не так, чтобы очень уж пугаться, если примета обещает неприятности. В крайнем случае можно плюнуть через левое плечо или сказать: "Отвяжись, худая жизнь, привяжись, хорошая!" Помогает.
Два "технологических" совета. Помните, что писательство не только радость. Иногда оно тяжелая работа, и надо уметь заставлять себя заниматься этой работой, даже если не хочется. И еще: не выбрасывайте, не жгите, не рвите черновики, если даже разочаровались в написанном. Потом пригодится.