компас
семь футов
1 1 1 1 1 (2 голосів)

vasy malishka

Мне кажется, что лучше всего думается тогда, когда делаешь что-то совершенно отвлеченное. Так и этим солнечным утром, очищая розы от бурьянов в палисаднике, я задал себе вопрос, который бы вряд ли появился во время, скажем, просмотра фильма (ибо когда ты "по горло в кетчупе" такие, скажем, общие вопросы не приходят на ум) – как же все-таки снимать кино?

Именно такая формулировка выросла из первого канала на YouTube, касающегося кино, на который я подписался – "Как снимать кино". Молодой человек Дмитрий Попов просто, популярно и в очень удобной форме – одноминутных видео – рассказывал об основах киносъемки. Я же, когда увлекаюсь чем-нибудь и занимаюсь этим, желаю получить максимум инфы, так было с гитарой, с поэзией, с баскетболом, так теперь и со всем, касающимся кино.

После "Как снимать кино" нашлись и куда более интересные каналы (в основном на английском языке), например, рассматривающие стили известных операторов (как Нюквист и Дойл), показывающие способы работы с камерой и штативом. Авторы некоторых рассказывают о личном опыте съёмки короткометражек (если интересно, поделюсь ссылками). Кроме этого, как шла речь в предыдущем посте, читал книги из списка к поступлению, среди них нашел просто замечательные, а благодаря интернет-журналу "Сеанс" смог следить, например, за ходом Каннского кинофестиваля-2016. И это кроме собственно фильмов.

До нас – а под "нами" подразумеваю себя, Геру, Данилу и всех, кто – творила масса талантливых режиссеров, операторов, актёров. И неталантливых тоже. Ни одно искусство, на мой взгляд, в ХХ веке не прошло такого пути развития, не пережило таких спадов и подъёмов, как кино (конечно же, дело и в том, что оно и родилось практически в начале столетия) – движущиеся картинки, монтаж, немое кино, звуковое, цветное, новая волна, фильмы без людей, без сюжета и т.д. и т.п. Так как же всё таки снимать кино?

На мой взгляд, у нас по большому счёту не остается выбора, как провозгласить – к чёрту их всех! К чёрту Вертова и Тарантино, Монро и Брандо, тех же Нюквиста и Любецки! Все они и многие другие – профессионалы, шикарные творцы, создали массу фильмов, которые останутся в истории как одни из величайших, и я люблю многие из них. Но нужно пытаться высвободить своё чутьё и дать ему проявлять себя! Ибо мы не они, и в ближайшем будущем, да куда там, уже – мы должны творить своё кино, мы должны творить себя!

Я в этом глубоко убедился. В детстве все мы – а под этим "мы" имею в виду вообще всех людей, которые когда-либо писали/рисовали/танцевали и т.д. – не зная ни Шекспира, ни Данте, творили собственные миры и не стеснялись их. Вернее, даже не задумывались о том, что что-то может быть не так – ведь и не может! Меня лично вдохновляли любимые мультики, сказки, игрушки, а также родственники и родные места, поэтому многое из того, что рисовал и писал (имею в виду вымышленные истории) в четыре, пять, шесть лет было очень похоже на сказку о семерых гномах, мульт о человеке-пауке либо фильм о храбром воине. Но это были в каждом случае собственные истории!

Сложно сохранить эту непосредственность со временем. Пускай мышление и развивается, но оно начинает отбирать ношу интуиции и чувств. А на мой взгляд в творчестве самое главное именно чувствовать и следовать подсознательному. Большое количество инфы, которое я находил, зачастую было очень познавательным, полезным и интересным. Молчу уже о фильмах. Благодаря всему этому бравшись за камеру либо садясь за компьютер наперёд видел, где должен стоять штатив и что должен делать актёр. Многое упростилось. Но появилась одна проблема – я чётко представлял, как должен выглядеть сценарий/исполнение актёров и оформление сцен/конечный фильм, но это не всегда совпадало с тем, как я бы на самом деле хотел. То есть, я бы даже сказал, что так хотел, но теперь чувствую, что понятие "должно быть" вытеснило "чувствую". И от этого формализма, на мой взгляд, пострадал мой фильм "Шесть молодых иностранцев в Праге", который снимал вместе со своими сокурсниками на курсах чешского.

Но этим я не хочу сказать, что смотреть фильмы, читать статьи, книги и видео о том, чем занимаешься, плохо – однозначно нет! Когда снимал свою первую короткометражку "Карпатское intermezzo", не имел понятия о крупности планов, настроении кадра или работе с актёром. Получилось просто непрофессионально и мне жалко за свою первую попытку. Убеждён, что в таком искусстве как кино, где важную часть играет техника, обязательно надо знать основы и правила съёмки, монтажа и т.д. А вот уже делать что-то своё стоит и нужно с учётом тех знаний, но не без них.

К этому осознанию я шёл долго. И не могу не упомянуть о двух чуть ли не главных толчках для "прозрения" и написания этого материала. Во-первых, оператора Кристофера Дойла, который снимает как безбашенный, будто не задумываясь и при этом его фильмы получаются сочными и красивыми. Он снял и один из моих самых любимых фильмов – "Пределы контроля" Джима Джармуша. Во-вторых, нашего Папча, с которым мы общаемся о кино и временами рьяно дискутируем, который и поддержал в создании этой рубрики. Спасибо!

Я не описывал конкретных способов съёмки, которых придерживался или буду. Да и плюс, как можно логично объяснить то, как... Если следовать интуиции, то и не всегда найдёшь логическое пояснение. Но если кому-то интересно это, лучше я закончу нынешнюю короткометражку, поделюсь ею и увидим, как же она снималась. А как на ваш взгляд нужно снимать кино и как бы вы делали свой фильм?

И напоследок. Выполоть огород не составляет проблем. У меня участок небольшой – около пятнадцати соток – и немало настелено чёрной плёнки, которая не пропускает бурьян. Поэтому за неделю можно не спеша почистить весь огород. Но это только кажется. Спустя неделю та территория, которую ты вычистил в первые дни, опять зарастёт, пускай и невысокой травой. А если еще и дождь выпадет! А если целый день будет падать, два, три! Старания окажутся практически напрасными. Плюс ко всему, скоро я уезжаю в Прагу, поэтому палисадником сегодня не ограничусь. Пускай растут виноград, персики и груши высокими и красивыми!

Коментарі  

MaLugoVase
+2 #8 MaLugoVase 19 липня 2016
Мне кажется, что чуть ли не самое важное в получении кинообразования - доступ к технике и люди, которые так же сильно хотят снимать. Шанс попасть на "своего" человека значительно возрастает сравнительно с другими местами, а в "свою" атмосферу - тем более.
Вот сегодня проходил опять мимо академии и увидел перед собой тройку ребят. Один - кудрявый и в очках, другой со средними волосами и девушка, также со средней длины волосами. По глазам и вообще лицам сразу понимаю, что не обычные туристы. Думаю: "Наверняка FAMUвцы". Оборачиваю голову и вижу, как они заходят в FAMU.
Хотя куда важнее, мне кажется, самому иметь мощное желание творить. Если придти в академию или в любую другую киношколу, то вряд ли окружение/люди смогут пробудить отсутствующую страсть к кино.
Костя
+1 #7 Костя 06 липня 2016
Мне еще кажется нужна воля, вот такие качества. Ж-ж-железная. Так мне кажется. Но у нашего Васи с этим, будто все ок.
Костя
0 #6 Костя 06 липня 2016
Я так думаю, что образование нужно. Потому что мне как-то трудно представить писателя, который необразованный. Ну, он должен не только прочитать много книг но и критических тоже. И все же от этого мне кажется писателем не становятся... Наверное тут нужный талант. Если талант есть, а если человек хочет стать писателем, тогда он будет пробовать писать.. Сравнивать. Как получилось... И здесь уже мне трудно - станет ли он настоящим писателем или не станет.
director
+1 #5 director 06 липня 2016
Само обучение, если не начетничество - творчество. Гармонически соединяющее в себе понимание приемов уже случившихся Художников, с самым честным осмыслением самой жизни, пониманием себя, что достигается честным наблюдением жизни, изучением жизни и что нельзя выучить в школе...

Я так много разговаривал с начинающими режиссерами. Мы только и говорили о великих режиссерах. Об их приемах и методах. Большинство из них навсегда остались... э-э, скажем связанными их авторитетом, что-ли.

Ведь без понимания того момента, что для тебя, как для художника, "Сталкер" или "Полет над гнездом..." это суть проекции - зеркала, в которых под разными углами отражается чужое, пусть гениальное, но чужое понимание жизни, ее смысла, и правды, и отчаянья, научающийся художник рискует стать замечательным критиком. Подняться до этой прекрасной профессии или опуститься, это как кому... Ну или остаться вторичным...

Освоение чужих приемов, для того чтобы вооружившись ими смочь, рассказать при помощи уже своих личных приемов, свою и только свою историю, свое отчаянье, восторг - да. Изучение чужой методы, чтобы понять, что такое вообще метод, как он строится и создать свой. )))
NinaMal
+1 #4 NinaMal 06 липня 2016
Полностью согласна, director! Каждый идёт своим путём. Единственное, что мне кажется однозначным в становлении современного художника - необходимость образования, в первую очередь - САМОобразования (любое образование по большому счёту самообразование - можно просидеть пять лет стационарно за партой и ничему не научиться :)) Иначе "души прекрасные порывы" не обретут нужной формы, а главное - глубины...
director
+1 #3 director 06 липня 2016
Все верно, мама Нина! Просто хотел бы уточнить, что путь становления художника настолько... скажем, тонкое дело, что какого-то единого принципа или алгоритма научения, как мне кажется, в этом деле быть не может.
NinaMal
+2 #2 NinaMal 05 липня 2016
Очень понравился материал - искренностью и правильным взглядом на рассматриваемый вопрос, имхо. Солидарна с directorом в её оценке. Да. Молодые должны смело идти вперёд, искать и прокладывать новые пути.
Да, Художник всегда должен оставаться творцом из детства, полностью освобождаясь от теоретизировани я в моменты творчества.
Но. В зрелом или взрослеющем художнике уже "сидят" огромное количество прочитанного, увиденного, систематизирова нного, передуманного. И в нужный момент это "выстреливает".
Пример - русский авангард ХХ ст. Малевич, Татлин,Филонов, Хлебников... "глобальный, мессианский уровень" (Википедия). Они шагнули вперёд и дали мощный толчок дальнейшему развитию искусства, литературы, Но - у каждого была школа, эрудиция, подготовка - та основа, отталкиваясь от которой, можно отринуть уже известное, творить и "парить" в творчестве.
Так что автор на правильном пути - несмотря на юный возраст, имеет за плечами солидный багаж знаний, которые впитывает, приумножает и творчески осмысливает. В моменты творческого "полёта"эти бесценные зёрна дадут свои всходы.
А смелость и дерзость - непременные спутники молодости, творчества.
Молодым - дерзать, открывать, удивлять. Удачи!
director
+2 #1 director 05 липня 2016
Не буду скрывать, мне интересно наблюдать за происходящим на глазах становлением автора этой статьи. Подкупает, когда автор искренен. Прозрачная пленка отделяющая автора от читателя, тогда тает. И все предметы и мысли предстают на четком фокусе. Все рассуждения тогда выстраиваются в стройную логическую цепочку и понятны мне, как читателю. И я соучаствую в рассуждениях. И это интересно, что такая четкость обретается тогда, когда автор, казалось бы наоборот, выпадает из размеренного повествовательн ого ритма, делается эмоциональным, резким, вибрирует... Мне статья понравилась.

У Вас недостатньо прав для коментування. Реєструйтеся або авторизуйтеся.

 

Коментарі