Девять кругов ада по «Сталкеру» Тарковского. Подбор музыки
«Сталкер» Тарковского, один из моих любимых фильмов, несмотря на очень медленный темп повествования, умудряется держать в напряжении и заинтересованности от первой и до последней сцены. Причем что такое напряжение... Когда смотришь этот фильм, чувствуешь сильнейшую боль и мощь, которая явно состоит не только в том, что видим на экране. Как так получается? И насколько в этом важны звук и музыка?
Для главных образов фильма изначально невозможно примирение – ведь каждый имеет своего Бога (либо не признает ни одного другого), вода противопоставляется огню, потребность в чем-то высшем – ненужности в этом. Но искать смысл этого фильма либо пытаться его понять – вещь довольно популярная и, на мой взгляд, бессмысленная. Зачем понимать что-то, если ты это предельно чувствуешь, как нечто важное для себя?
Изначально я захотел поговорить о звуке в кино. Но поскольку толчком для написания материала стал именно «Сталкер», невозможно начать какой-либо разбор/мысли без отсылок к фильму, а также к процессу работы над ним. Итак, звук и музыка.
За этот элемент ленты отвечал Эдуард Артемьев. Прежде он писал музыку для «Соляриса» Тарковского. В конце 70-ых, по словам самого Артемьева, режиссер был одержим идеей объединения Востока и Запада. Подозреваю, что Андрей Арсеньевич был вдохновлен опытом художника Николая Рериха, посвятившего свою жизнь Индии и ставшего одним из первых советских путешественников в Азию. Но на время жизни Тарковского это была весьма «неправильная» мысль сравнительно с общепринятой, будто Восток и Запад – два совершенно разные и отдельные миры.
Задача Артемьева была в том, чтобы найти некую средневековую европейскую музыку и записать ее на восточных инструментах. Работа над звуком известного композитора стала не менее сложной, чем общая подготовка картины – а как известно:
– Съемочной группе пришлось переснимать большую часть картины из-за испорченной пленки. Сам режиссер поэтому перессорился с оператором Георгием Рербергом, впоследствии больше с ним никогда не работал;
– Некая булгаковщина преследовала пятую картину режиссера (как и все предыдущие). «Верхушка» до последнего не давала разрешение на съемку;
– Сценарий переписывался Стругацкими из-за неудовлетворенности режиссера восемь раз. Позже писатели сознавались, что это была их тяжелейшая работа.
Но Артемьев и Стругацкие верили в гений Тарковского. Читая материалы по съемкам фильма, нереально представить, откуда у режиссера взялась настолько стальная выдержка. Жалко было утерять сделанное? Думаю, это наименее возможный вариант. Когда еще даже не было ни нормального сценария, ничего, он как-то чувствовал, что этим фильмом должно свершится что-то важное. Иначе это никак не объяснить. Им двигало понимание, что лентой «нащупает» что-то беспредельно важное, истинное. Прекрасно, что Тарковскому в фильме достались такие великие сотрудники (напрашивается ассоциация «апостолы»), как Стругацкие, Солоницын, Артемьев. Они безусловно верили в него и это духовно подкрепляло упрямство гения.
Музыка, которую подбирал Артемьев, долго не устраивала режиссера. В конце концов, композитор нашел выход:
«Постепенно в моем сознании все чаще стал возникать звуковой, даже зрительный образ ситара, а позднее и вины — индийского инструмента, который тянет одну басовую ноту. Он многострунный, и благодаря этому один аккорд звенит, сливается в богатый тембр, клубится… Тембрально это очень интересный инструмент, склоняющий к медитации, наркотический такой, ведь при неизменном басе постоянно меняется его тембральная структура. И я понял: так и надо делать.
...я взял импровизации бакинского тариста, которые он наиграл в нашей студии, и сделал звуковой монтаж. У тара очень короткая струна, поэтому я решил «удлинить» ее путем замедленного воспроизведения на магнитофоне. И струна сразу заиграла, запела.
Так из кусочков я собрал аккомпанемент и предложил знаменитому ныне композитору Владимиру Мартынову, который замечательно играет на блок-флейте, исполнить основную мелодию под этот аккомпанемент».
Окончательный вариант устроил режиссера. Детальнее о впечатлениях Эдуарда Николаевича можно прочесть в интервью композитора «Как поют деревья», выложенном на оф. сайте Тарковского (откуда и привел отрывок). А я перейду к наблюдениям и мыслям по поводу звукового оформления фильма.
Заметки по первым сценам «Сталкера» Тарковского
Я решил записать все услышанные звуки по крайней мере в первой сцене, чтобы оценить их эффект на общую атмосферу. В итоге еще до первой реплики (крутейшего монолога Алисы Фрейндлих) прозвучало как минимум 18 звуков (без учета музыки). И знаете, если выключить изображение, то получилась бы не менее потрясающая аудиокартина.
Время от времени где-то издалека доносится гудение паровоза. Стакан в железной подставке стучится на стальном подносе на расстоянии вытянутой руки. Теперь слышно, как стучат колеса по рельсам – ритмично, будто сердце. И это подчеркивает меланхолическое настроение героев, их дивный сон, как бы указывая, насколько спокойно находится в собственном мире.
Вдруг слышна музыка марша. Сначала тихо, а потом все громче. И этот марш сначала диссонирует с остальными звуками и кажется лишним. Да и какая-то эта музыка сверху – слишком неорганично вписывается в общее. Такую музыку мог «включить» разве Бог или подсознание... И она создает странное сюрреалистичное впечатление - будто люди в кадре и впрямь находятся в нереальном мире. Потом все звуки пропадают, лишь кружка стучится по подносу, и опять – одно далекое гудение паровоза...
Изменение громкости и набора звуков здесь играет очень важную роль – даже если не смотреть картину, можно догадаться, что показан переход из состояния реальности в сон. И сделан удивительно красиво.
Все звуки поезда пропали, слышно, как снимают одеяло. Кто-то, видимо, проснулся – одевает штаны, медленные шаги по комнате, приоткрывается дверь. Причем шаги очень осторожные, чтобы – уже сопоставляя с изображением – не разбудить никого. Слышно одиночные капли воды, поскрипывание пола... Опять шорох одеяла – проснулся кто-то еще.
Продолжать буду с учетом изображения, пускай Тарковскому удается делать все понятным и на уровне звука. Сталкер берет чайник, наливает воду в него и зажигает огонь в печи. В кипячении воды и горении дров одновременно слышим два элемента природы – и это не может быть случайным, хотя сам режиссер всегда отказывался от интерпретаций тех или иных образов. Но сосуществование этих звуков предвещает скорое «столкновение» двух разных элементов. Причем, как несложно понять по фильму, элемент Сталкера – именно вода. И если записывать его дальнейшие движения, то нередко получим «ходит по воде», «ведет за собой». И это поразительно, что при всем этом Сталкер за интуицией Тарковского – юродивый, странный и дивный.
Параллельно слышим скрип полки в тумбочке (звук №16). Вдруг в комнате зажигается свет (слышим именно звук включателя, №17) – и этого более, чем достаточно, чтобы понять, что проснулась жена. Этот прием меня очень впечатлил. И он как бы сразу нам нечто говорит (уже на уровне освещения и движений в мизансцене, не так звука) – между супругами конфликт, жена без приветствия и без знаков внимания включает свет и тем самым как бы «выявляет» Сталкера, который хочет что-то скрыть.
Дальше она выключает свет (№18) и между супругами на самом деле возникает конфликт. Продолжает течь вода и гореть огонь. Сталкер, почистив зубы, полощет рот и сплевывает воду. А когда выходит из комнаты, наблюдаем самую напряженную часть сцены. Когда совершенно расстроенная женщина говорит вдогонку Сталкеру «Сам Бог тебя такими ребенком проклял», полотенце со стены рядом падает (видим/слышим). После того, как она села на стул, из ее рук выпадает металлическая коробка и мы опять слышим отдаленный звук паровоза. Что сказать – прямо по Гоголю (или Булгакову). Звуки падающих вещей говорят даже больше, чем то, что видно на экране: никакого примирения, одно отчаяние, и еще и «Не поминай имя Господа всуе».
А в конце сцены, когда боль женщины «укрупняется» наездом камеры, когда чувствуешь, как она страдает и мечется, опять слышим музыку оркестра, и сверх того – гул летящих самолетов. Опять мне кажется это почти комическим – откуда взялись самолеты и опять – оркестр? Тем более, что мы видим реальность, а не сон. В том, видимо, и суть, что это уже совершенно не сон, как в начале фильма – это реальность стала подобием страшного сна – Сталкер бросает ее одну с ребенком, опять уходя в Зону. Сложно описать, какое придают впечатление эти звуки из-за пределов кадра. Они сгущают ауру хаоса и беспомощности происходящего, видимо, именно тем, что это не какая-то трагическая мелодия в лучших традициях Голливуда, подчеркивающая и так очевидное. Жуткая атмосфера создается именно за счет несоответствия всего, что мы слышим.
Звуковое оформление первой сцены, как и всего фильма, лучше всего определить английским «masterpiece». Можно выделять чуть ли не любой элемент этой картины, но работа Эдуарда Артемьева над звуком – одна из сильнейших его сторон.
И вообще, звук в кино – это однозначно такая же равноправная его часть, как композиция, освещение или игра актеров, если даже не более важная. Но что касается музыки, сам Тарковский считал, что к ней режиссер прибегает, когда не может добиться необходимого эффекта происходящим на экране. И в своих последних двух работах, «Ностальгии» и «Жертвоприношении», не сотрудничал с композиторами.
В любом случае, вклад творчества Артемьева в волшебство последних советских картин режиссера не возможно не оценить. И если прислушаться и покопаться, то выяснится, насколько большой труд вложил Эдуард Николаевич для достижения такого результата. А нам остается наслаждаться. И, возможно, когда-нибудь посчастливится в собственных картинах иметь настолько глубокое звучание.
Коментарі
Сброска к Моисею который водил по пустыне? Нет?
Ps Так, что, Вась не обижайся, а жди, напишу. А вообще я больше изучаю не технический план съёмок, к моему стыду. Занимаюсь уже второй год в театралке, так что больше постиг "гуманитарную" сторону рижессуры.
Да и, Александр Иванович, я разве диссертацию писал? Для кого? Речь вообще идет о звуке и музыке в "Сталкере", а о синхронной записи в базовых понятиях я написал в комментах (иное дело, что само название "синхронная запись" не использовал).
Что касается англоязычных терминов, ими удобно оперировать. Tago/boom поймут в любой точке мира. Насчет же "обычных" слов, замененный англицизмами - скуден мой язык, согласен
Касательно пленочной arriflex... Че сказать, погонять бы с ней :) Вот сейчас каких малышей выпускают Арри https:// arri.com/camera /alexa_mini/cam era_details/ale xa-mini/
Фото со съемок где видны члены съмочной группы http:// papchenko.ru/photoalbom/1-privatphoto/detail/33-nasiemkah.html
съемка на синхронную камеру "арифлекс" - http:// papchenko.ru/photoalbom/1-privatphoto/detail/37-nasiemkah4.html
и тд
Советую посмотреть белорусскую короткометражку «Май» студента Александра Свирского, снятую в этом году. Она есть в открытом доступе в Интернете. Несмотря на все недочеты, в фильме есть удивительная атмосфера (бренности бытия, конечно же), красивейшие общие планы съемок и качественный, продуманный звук, что сыграло не последнюю роль в позитивном впечатлении от ленты. А на Ютубе есть масса полезных видео о записи звука для кино, на основании которых я и написал этот текст.
Поскольку я сам еще новичок во всем этом деле, желаю всем нам делать годный звук в своих фильмах! И все получится.
P.S. Как делать звук, если мало денег
Когда смотришь малобюджетное кино (часто именуемое indie в англоязычном мире), всегда замечаешь некачественный звук. В своем первом фильме я записывал все диалоги и монологи на микрофон камеры, а звуковому оформлению вообще не придал внимания (никакие звуки дополнительно не записывались, да и никаких решений звуковых не было). И это важный недочет картины. Не только технический, но и творческий. Голоса в некоторых экстерьерных сценах (например, где хозяева хаты вместе с гостем из города обедают под открытым небом) слышно, конечно, ужасно плохо. Я попытался «спасти» сцену наложением тихой музыки, но это очевидно глупо.
Чтобы добиться желаемого качества звука, не обязательно вкладывать много денег (хотя они, конечно, понадобятся) – можно взять набор относительно дешевого звукового оборудования в аренду на время съемок. Я бы выделил основное – таго (палку для микрофона), сам микрофон (какой-нибудь Rode1), мертвого кота (чтобы не было слышно ветерок/колупан ие в носу асистента), аудиорекордер (к которому будет поступать звук), проводок к нему и наушники. Собственно, микрофон можно подключить и к камере, но качество будет хуже. И вообще, снимай хоть с рук на нокию, но запиши качественный звук и будет тебя кинематографиче ское счастье!