Как обозначить дату? Это нереально с высоты уже прожитых лет. Попробую разделить на две части свою жизнь, но не поперёк, а вдоль - словно рельсы, убегает за горизонт линия, по которой движется мой вагончик памяти.
Книги Командора вошли в мою жизнь поздновато. Когда мне было уже лет 15. В школьной библиотеке я выпросил потрёпанный томик "В ночь большого прилива" и прямо в школе застрял на подоконнике, читая взахлёб. Это была первая Книга Владислава Петровича, которую я прочитал. Сами же его истории вошли в мою жизнь раньше. Ещё когда жил в славном городе Владивостоке. Мама выписала мне, 10-летнему оболтусу, "Пионерскую правду". И там я зачитывался "Сандаликом" и другими историями. С тех давних пор я не представляю свою жизнь без полыни, солнца и крепкой дружбы. А море... Море у меня всю жизнь было рядом. И есть. Когда идёшь на яхте под парусом, слушая скрип вант, фалов и прочего такелажа, когда брызги морской воды цапают за пятки, свешенные с борта, когда весь мир становится бесконечным - тогда и понимаешь, какая правда написана в книгах Командора.
А теперь пару слов надо написать, почему же я делю всё на две части. Память - штука озорная. Но вот упорно говорит мне, что видел я Владислава Петровича собственными глазами, так сказать. Уверен, таких много по всей нашей необъятной Родине. Но у каждого эта встреча своя. В пятом или шестом классе, точно не помню, собрали нас, интернатских неслухов, на встречу с писателем и поэтом, автором строк нашей отрядной песни.
Как бы крепко ни спали мы, нам просыпаться первыми,
Ведь пулемёты режут часто у самой земли!
Зашёл в класс человек, самый обычный дядька. И наш класс болтал, кто во что горазд. И это было здорово. Очень надеюсь, что это не моя фантазия, и что это Было на самом деле.
Свою первую изданную книгу я посвятил Владиславу Петровичу Крапивину. И она тоже - о детях в непростых моментах жизни.
И, кстати, фехтуя с друзьями на мечах, я по старой памяти часто представляю полынное поле, фанерные щиты и звонкие крики под палящим летним солнцем. Как-то так, в общем. Пусть наши дети читают книги Командора и вырастают Людьми.