И фильм Press Your Lips Together ("Сожмите свои губы вместе")
Лондонская киношкола на данный момент является одной из лучших в Европе в плане практики и технической оснащенности. Полный курс по любой специальности состоит из шести триместров, итогом каждого из которых является снятый фильм. Снимаются же ленты как на любительскую черно-белую 16мм камеру, так и на профессиональную цифровую (при съемке короткометражного кино).
Первые две работы (по итогам первых двух триместров) считаются практическими упражнениями, в третьем триместре студенты должны снять документальный фильм. В каждом из триместров начиная с третьего у студента-режиссера, монтажника либо оператора есть возможность попробовать себя в другой специальности наряду с основной. А начиная с четвертого триместра, как сообщают на оф. сайте, ожидания и требования к студентам многократно возрастают и они обязаны представить серьезные работы.
Задание четвертого триместра – десятиминутный черно-белый фильм, отснятый как в студии, так и в помещении. И сегодня мы рассмотрим одну из короткометражек четвертого триместра – "Сожмите свои губы вместе" (Press Your Lips Together) Даины Ониунас-Пусич (для начала посмотрите его здесь: http://lfs.org.uk/films-and-filmmakers/watch-our-films/1205/press-your-lips-together).
Разбор фильма
Первый кадр, который мы видим – средний план немолодой женщины, которая дремлет в кровати. Экран буквально заполнен светом – белая простынь, белое покрывало, отсвечивание от кожи – все это здесь выглядит естественно и уместно. У меня возникла ассоциация с ангельскими крыльями, которые охраняют человека. Поэтому к самой женщине сразу возникает доверие.
В том же кадре появляется девочка лет двенадцати-тринадцати, очевидно, дочь женщины. В попытках разбудить маму девочка говорит: "I've been experimenting with crack cocaine" ("Я пробовала кокаин"), чем вызывает ироническое LOL. Мы понимаем, что они любят друг друга. Следующая сцена еще раз подтверждает это – дочь отказывается от карманных денег (собственно, просто потому, что они ей не нужны сегодня, а не потому, что она "очень правильная"), а мама жестом "притягивает" и целует девочку в щеку. Минимум текста, максимум действия – и это однозначный плюс фильма. По крайней мере, в его начале.
Далее мы видим очередной средний план женщины с немного другого ракурса, где она все еще лежит в постели. В плане монтажакадр можно посчитать не слишком удачным – ведь два средних плана одного и того же человека, пускай и с разных ракурсов, соединяются не слишком плавно. Зато опять-таки режиссер посредством минимума времени показывает чувства своей героини – за миг улыбка превращается в тихий стон, а дальше – в плач, что мы видим на крупном плане лица. Честно говоря не совсем понял, почему она так резко изменилась. Возможно, это из-за одиночества либо какой-то болезни, но это незвестно.
В следующем кадре мы видим немолодую чернокожую женщину, которая, похоже, делает упражнение из серии пяти "тибетских жемчужин". Камера на нее медленно наезжает, а планы меняются один за другим. Мы ничего не знаем о ней, но можем обратить внимание на цветовое оформление эпизода – хотя в кадре очень много темного, мы видим широкий луч света, который заполняет ее. В один момент женщина как будто натягивает стрелу: мы видим крупный план ее сосредоточенного лица, на котором медленно фокусируется камера. Через мгновение женщина выпускает условную стрелу. Этот мини-эпизод показался мне очень драматическим, а в чем-то и комическим (учитывая насколько напряглась афроамериканка во время стрельбы из несуществующего лука). Вообще, здесь все сделано очень профессионально: образ женщины демонстрируется без слов и "подсказок" режиссера, видим сплошное действие.
Какое же отношение имеет к главным героям фильма? Пока непонятно. Будем смотреть дальше.
Далее мы опять видим спальню мамы – дочь в слезах вбегает в комнату. Что могло такого случиться за, видимо, пару часов? Здесь режиссер нашел интересный ход – когда девочка появляется в кадре, волосы закрывают ее лицо. Мама спрашивает: "В чем дело?" и рукой отодвигает волосы. И мы видим ранение у нее под губой. Убрав эмоции, замечу вот что: хоть данный пример, возможно, не самый удачный, подобные маленькие режиссерские находки делают фильм уникальнее и спасают от клише.
Сразу после кадров с мамой и дочерью мы опять видим женщину с третьего кадра, которая подходит к рабочему столу взять трубку. И через несколько секунд становится ясно, кто она такая вообще и что делает в фильме:
WOMAN. Yes (Слушаю).
DAHHRA'S MOTHER. Mrs. Turner? (Миссис Тёрнер?)
Mrs. TURNER. That's right (Да).
DAHHRA'S MOTHER. This is Gina Morrison, Dahhra's mother (Это Джина Мориссон, мать Дары).
Mrs. TURNER. I was just getting ready to call you (Я как раз собиралась Вам позвонить).
На мой взгляд, это очень удачный диалог – буквально в два коротких кадра мы догадываемся, что эта женщина – учительница девочки, и случилось что-то такое, о чем и она сама хочет оповестить маму Дары.
Далее мы узнаем, что в школе дочь Джины побила какого-то пацана. Я понимаю еще в 8-10 лет, но подумайте сами, девочке явно 12-13, в таком возрасте парни уже не бьют девочек, да и обратное реже происходит. В чем же дело?
DAHHRA'S MOTHER. You attacked someone? (Ты напала на кого-то?)
DAHHRA. I'm gonna kill 'em (Я убью его).
Mrs. TURNER. What did she say? (Что она сказала?)
DAHHRA'S MOTHER. Apparently someone's going to die (Вероятно, кого-то не станет).
Mrs. TURNER. I'm guessing that would be Rogick Crimsen (Мне кажется, что это будет Роджик Кримзен).
Британский юмор весьма интересный, не так ли?
Украинский драматург и журналистка Оксана Савченко в мастер-классе по написанию пьес проводила упражнение, суть которого – выписать вещи, которые могут подвигнуть главного героя будущей пьесы к решительным действиям. Это оказалось весьма полезным, и мне кажется, похожий принцип действует и в кино: чтобы достичь драматизма, должно произойти что-то, что выводит главного героя из обычного способа жизни. К чему я это?
Очевидно, что-то такое произошло и с Дарой, ибо с чего бы это девочка-подросток вдруг надавала какому-то парню, чтобы учительница звонила маме?
Позже что-то такое произойдет. Но сначала мы видим собственно Кримзена – смазливого парня, который танцует в дворе школы, после чего говорит Даре, что у нее красивые волосы. История становится прозрачной и пересказывать ее не вижу смысла. Замечу только, что режиссеру удалось снять историю так, что без звука и даже с одних кадров становится все понятно. Смотрите сами:
Телефонный разговор Джины Мориссон и миссис Тёрнер после рассказа всех событий можно воспринять как выводы из произошедшего. Учительница сообщает, что девочку могут ждать неприятности, на что мама Дары произносит, на мой взгляд, ключевой вопрос фильма: "Why can't you take it to account that he broke her heart?" ("Почему Вы не хотите считаться с тем, что он разбил ее сердце?"), на что миссис Тёрнер отвечает, что это никого не будет интересовать. Вывод?
Делайте сами! А я только обращу внимание на то, что кадры после окончания разговора с каждой из женщин решены, грубо говоря, одинаково. Это касается не только плана, настроения персонажей и композиции, но и крупного потока естественного света с правой стороны (как в начале фильма). Лично для меня этот свет намекает на то, что после каждых трудностей настанут новые радости.
И последний, итоговый кадр будто подтверждает это: "Любовь победит все".
Разбором этого короткого фильма я попытался дать общее представление о том, как снимают в Лондонской школе кино. Эта душевная, хотя вроде бы и совсем простая короткометражка, по моему мнению, подтверждает достойный уровень этой киношколы. В следующий раз же поговорим про Парижскую киношколу и крутых штуках, которые в ней снимают. Всем вдохновения и классных фильмов!