История зарождения кинематографа. Раннее французское кино
Я собирался написать очерк о Парижской школе кино, но в этом рассказе нельзя обойтись без разговора о французском кинематографе... Да и вообще - об истории возникновения кино в мире. О детстве кино.
Жили и работали во Франции конца XIX века два брата - Огюст Люмьер и Луи Жан Люмьер. Братья занимались в Лионе производством желатиновых фотопластинок. Огюст, старший брат, занимался организацией, в то время как Луи Жан с жаром что-то придумывал и изобретал. И все бы как всегда, если бы не подозрительный запах времени, который чувствовал младший брат, и его непрерывное стремление изобретать. А запах времени подсказывал, что с наступлением ХХ века технологии и производство выйдут на невиданный уровень, и сообразительный младший Люмьер погрузился в работу над новым изобретением...
Работа неугомонного Луи Жана таки принесла плоды - и 22 марта 1895 в Париже в индийском салоне Grand Café на бульваре Капуцинок братья Люмьер представили оригинальное устройство - синематограф. Зрители теснились (зал был маленький), перешептывались, когда на экране (который, кстати, был значительно меньше нынешних киноэкранов) начался показ "подвижных картинок" - первой короткометражки в кино - "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Через мгновение-другое братья Люмьер стали свидетелями первой реакции на кино - страха: испуганные зрители попереворачивали стулья, убегая от поезда, который ехал прямо "на них"... Наверное, лукаво тогда улыбнулись, глядя на реакцию. Но подозревали ли, что позже это событие будут считать датой зарождения кино, "седьмого вида искусства", а заодно и самым важным событием в его истории?
Уже через год после изобретения синематографа парижский предприниматель Жорж Мельес, который присутствовал на одном из первых показов братьев Люмьер, покупает киноаппарат и начинает снимать собственные короткометражки. Когда кино было еще младенцем, первые режиссеры пытались максимально отойти от реальности. Ведь устройство могло действительно фиксировать удивительные, для того времени, вещи. Не отличался от них и Мельес. Ежегодно он снимает до нескольких десятков фильмов, за всю карьеру больше пятисот (из которых осталось около двухсот). Мельес нисколько не скупился на оценку собственных способностей: "Я родился с душой артиста, одаренного ловкостью рук и ума и врожденным актерским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником". В 1902 году режиссер представляет сюрреалистический фильм "Путешествие на Луну", который стал первым научно-фантастическим в истории. Группа ученых Земли отправляется на Луну, где узнает тамошних существ. Мельес также разрисовал пленку, на которую снимался фильм, что давало иллюзию цветности.
Сейчас он похож на странную театральную постановку с элементами анимации, но если вспомнить, что ему 114 лет... Трудно представить, как реагировали на него тогдашние зрители.
Что может объединить неугомонного испано-мексиканского интеллектуала и каталонского художника-сюрреалиста, и почему о них пишется в нашей статье о кино Франции? Волею судьбы первый, Луис Бунюэль, в двадцатых годах прошлого века оказался в Париже, где некоторое время писал статьи и рецензии о кино. Поддерживая связи с видными испанскими художниками своего времени, Бунюэль познакомился с Дали.
Двойка очевидно нашла немало тем для разговоров и обдумывания, поскольку уже в 1928-1929 годах создала один из самых известных и выдающихся короткометражных фильмов в истории (пусть и звучит весьма пафосно, но именно так и есть) - "Андалузского пса". В шестнадцатиминутном творении происходит целая череда странных и иногда довольно гнусных вещей, на что не советую смотреть слабонервным [и детям до 16 лет! - прим. модерации]. Тогда, в эпоху немого кино и господства сюжетов, которыми сегодня никого не удивишь (преимущественно мелодраматических и бытовых), этот фильм вызвал настоящий переворот, волну восторгов и не меньшую волну возмущения.
Основой для фильма стали сновидения его создателей. В своих воспоминаниях Бунюэль говорил, что единственным правилом, которым они с Дали руководствовались, был запрет на любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение. Не согласиться с этим трудно; когда я впервые посмотрел ленту, она вызвала у меня потрясение. А еще мне было смешно от того, что мои сны порой еще нелепее, чем то, о чем говорилось в фильме.
Дебютная лента Бунюэля так и осталась самой известной в широких кругах его работой, хотя после нее он еще почти пятьдесят лет (!) снимал фильмы. Но, возможно, такова магическая судьба всех великих режиссеров, которые начинали в Париже. Почему? - об этом пойдет речь во второй части рассказа.
Комментарии