Все началось с кучи перемещений во времени ("Облачный атлас" (1994), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), "Назад в будущее" (1985), знакомства с крутыми чудаками и психами ("Форрест Гамп" (1994), "Сид и Нэнси" (1986), даже "Пираты Карибского моря" (2003) пригодятся), мотивирующих и увлекательных историй ("Побег из Шоушенка" (1994). Но настоящий перелом произошел во время просмотра "Полета над гнездом кукушки" (1975).
Мало того, что фильм постоянно держал в напряжении. Прекрасно воплощенный Николсоном образ преступника Макмерфи то заставлял смеяться, то волноваться, то удивляться - ведь он одновременно и шут, и опасный тип, и воплощение чего-то большего (чего не осознал во время первого просмотра), поскольку в нем есть что-то прометеевское, что-то "запрещенное" "богами". Хотя сначала чувак просто хотел посмотреть футбольную серию, "психи" ему казались действительно психами, а врачи - объектами понятно чего. Это уже потом он оказывался под угрозой только потому, что хотел показать "психам" внешний мир, море, вырваться из прямоугольника палаты.
Что-то в конфликте Макмерфи со старшей медсестрой Рэтчед рвало за живое. Что-то в, казалось бы, нормальном типичном враче вызвало резкое отвращение и создавало ауру таинственности. Что, если она, казалось бы, просто заботится о благосостоянии пациентов и порядке в больнице? Этот вопрос меня долго мучил.
Самое важное то, что я понял, насколько кино крутое и оно - равноправное искусство с литературой, музыкой и т.д. И мне захотелось снимать собственные истории.
Возможно, этого не было достаточно для решительного желания снимать; поэтому за дело "взялся" случай. Два года назад я наткнулся в Интернете на страницу FAMU - киноакадемии в Праге, которую закончил Милош Форман, режиссер того самого "Полета над гнездом кукушки", который так сильно поразил меня. Из Вики узнал, что учился в школе и Эмир Кустурица, другой крутой режиссер, чей фильм "Белая кошка, черный кот" (1998) незадолго перед тем пересмотрел. И я загорелся желанием поступить туда. Собственно, почти сразу был вынужден и "погасить" пыл - родители просто сказали, что это невозможно, и сам прекрасно понимал почему.
Однако в один февральский день позвонил дедушка и сообщил о гранте на бесплатное обучение в Праге, который он нашел в Интернете. Благодаря победе в этом гранте от учебного центра "GoStudy" я и понял, что вступление в FAMU - больше не далекая мечта, а конкретная цель. До которой я хотел дойти.
Поэтому летом я начал готовить творческие работы для поступления - нужно было написать несколько синопсисов сценариев, эссе, рассказ, фотосценарий и два фильма - автопортрет длиной до двух минут и десятиминутный на свободную тему. Фильм я решил снять по новелле Михаила Коцюбинского "Intermezzo". Мне повезло договориться с профессиональными театральными актерами и бывшим телеоператором, чтобы они помогли мне, и начал писать сценарий. Переписал я его, наверное, трижды - сознавая невозможность полного воспроизведения сюжета и атмосферы произведения, написанного в начале ХХ века, попытался перенести его в современные условия. А над вопросом как снимать не то чтобы мало, вообще не задумывался - зачем, если фильм будет снимать профессиональный оператор, а играть профессиональные театральные актеры, причем, возможно, лучшие в Закарпатье?
В сентябре и октябре фильм монтировался, а в конце ноября, буквально за день до конца приема работ я закончил последнюю - один из синопсисов. Конечно, я волновался, мне казалось, что я приложил достаточно усилий для того, чтобы вступить. Кроме того, в течение 2015 года мне постоянно везло, поэтому я не видел ничего странного в том, чтобы еще шестнадцатилетнего парня на момент подготовки работ приняли в академию кино в Праге. В январе поступило письмо от них, где было просто написано - "Вы не проходите во второй тур". Причин или хоть каких-нибудь баллов не было - мирись с самим фактом.
Сначала я не слишком об этом волновался. Но вопрос "почему же?" все-таки не давал покоя. И как-то, копаясь в Интернете, я наткнулся на основы киномонтажа по Льву Кулешову... Тогда я заинтересовался и тем, как профессионально освещают и озвучивают фильмы. Я узнал, какие существуют планы съемок в кино через месяц после объявления результатов вступления в киноакадемию... Пересматривая свою основную работу, да и просто размышляя над этим, я чувствовал стыд. И думал: "Хорошо, что меня не допустили во второй тур конкурса". Что бы я там показал?
Было много свободного времени и это было идеально для того, чтобы изучать основы съемки фильмов и просматривать классику. Тогда же и вспомнил, что кроме заданий академией предлагается список рекомендуемой литературы. Записавшись в городскую библиотеку, я начал брать книги из списка и изучать направления киноискусства, историю кино, читать рецензии, интервью и заметки режиссеров. В той же библиотеке нашел и книгу Андрея Тарковского Zapečetěný čas. Было прикольно почитать его "Запечатлённое время" на чешском. Почему я отдельно вспоминаю об этой книге - потому что она стала, пожалуй, самой важной для меня, рассказала больше всего о том, что меня интересовало. В ней Тарковский освещает свое видение кинообраза, судьбы героя, свое отношение к искусству и т.д. И отношение его - чрезвычайно серьезное. Если бы я и советовал какую-нибудь книгу о кино для сильно заинтересованных, то именно эту.
Короче говоря, кино стало для меня безумно интересной и важной вещью. Интересно рыться в поисках инфы про все возможные процессы, связанные со съемкой фильма. Интересно представлять десятки сюжетов и записывать их в форме раскадровок.
Все это дает ощущение, будто ты имеешь отношение к чему-то важному, словно это все - не просто так.
Когда я пришел на День открытых дверей в FAMU, молодая преподавательница академии подчеркнула - им нужны те, кто действительно горит кинематографом, для кого это очень важно и кто это сможет доказать. Сама школа кино отсеивала, согласно словам преподавательницы, и опытных, и талантливых абитуриентов, чтобы через год-два они доказали, что действительно хотят изучать именно режиссуру/монтаж/звукорежиссуру/операторское искусство в FAMU. А еще она задала несколько вопросов наподобие "Кто из присутствующих в зале читал "Поэтику" Аристотеля?" или "Кто видел "Осужденный на смерть убежал" Брессона и в чем особенность звукового оформления фильма?" Меня вдохновило отношение госпожи преподавательницы к кино и в целом позиция FAMU. Если там таких, как она, большинство, то это однозначно клево. На мой взгляд, только с таким отношением можно заниматься чем-нибудь. Я еще сильнее убедился в важности кино для меня и в том, что хочу снова попробовать поступить в FAMU.
Сейчас идет подготовка новых работ. Автопортрет уже отснят, на данный момент договариваюсь с актерами относительно основного фильма. Кроме того, рад возможности писать в эту новосозданую рубрику про кино, чтобы делиться тем, что, на мой взгляд, важно не только для энтузиастов кино, а особенно для тех, кто задумывается, а то и хочет, как и я, связать с ним свою жизнь.
Комментарии
Из "Пролетая над гнездом кукушки" мне запомнилась фраза: "Но я хотя бы попытался". Не знаю, правильно ли я выразила свою мысль в этом комментарии. Но, по крайней мере, попыталась) На самом деле, я действительно была очень рада за тебя, читая эту статью. Потому что ты понял целых три крутые вещи, а это очень здорово, вау и ура. ;)
Автор в ней, как мне кажется, нашел верную позицию, разговор с которой будет действительно интересен ребятам, мечтающим работать в кино. И которые тоже хотят понимать, как устроено действительное кино, серьезное кино, кино как искусство... Всевозможных рассуждений о кино, как о забавном аттракционе и так предостаточно.
Убеленные сединами кинокритики и не столь пожилые, бесконечно изрекают глубокомысленны е рассуждения о глубинах внутреннего мира Человека-паука, Человека - змеи, и чувстве вины и комплексах вампиров и тд.
В этой статье мне как раз импонирует искренний тон и личный взгляд, и честный, пусть иногда сумбурный разговор о кино. Поэтому разговор этот интересен даже сам по себе. Ведь сейчас за самыми "честными" статьями в пабликах почти всегда проглядывает силуэт профессионально го рекламщика или журналиста на содержании, отражающего точку зрения заказчика.
Я вспоминаю себя, как я в юном возрасте мечтал работать в кино. Как много тогда думал об этом. Мне было бы интересно говорить с автором этой статьи. И пожалуй, полезно. Ведь искренние советы или наблюдения твоего сверстника это не абстрактные пожелания удачи, пусть и влиятельных, но совершенно безразличных к твоей судьбе граждан
И поэтому мы легко прощаем автору статьи некоторый сумбур - я писал об этом - кажется автор пробует рассказать всё, всем и немедленно. И необязательное употребление сложных слов и композиций из них, которые читаются, но не так просто и легко как хотелось бы...
Зная автора, как человека талантливого, я уверен, что он легко преодолеет все препятствия, которые не являются существенными и продолжит работу мастерской с присущей ему страстью и азартом!