1 1 1 1 1 (3 голосів)

Исследовательская работа "Русское язычество"

Язычество Древней Руси

Для начала нужно узнать, что вообще означает слово «язычество». Читаем: Язычество - обозначение неавраамических (нехристианских, неисламских, неиудаистических) или немонотеистических, в широком смысле — политеистических религий в литературе христианских и других авторов. Как правило, учёные избегают использование термина «язычество» из-за неопределенности и разнообразия смыслов, предпочитая более точные термины, такие как политеизм, шаманизм, тотемизм, анимизм.

Но думаю, что мне все-таки стоит отступить от этого правила, я ведь не ученый. А вообще современных славян-язычников в основном называют родноверами.

Очень многие люди говорят, что про язычество славян ничего не известно. Тогда вот примеру, почему мы, обычные люди до сих пор соблюдаем языческие правила наших предков? Примеров немало: Нельзя передавать вещи через порог и через него же здороваться; Первого в новую квартиру всегда запускают кота... Данные примеры приводит в своей энциклопедии «Мы – славяне!» Мария Семенова. Значит до нас все-так и дошли источники информации о вере наших предков. И оказывается источников этих предостаточно. Это работы историков, археологов, этнографов.

Давайте разберемся, во, что верили наши предки. В книгах по язычеству славян можно прочесть, что славяне не то, чтобы верили в каких-то божеств, они с ними жили. Так и так есть Высшие силы, у славян – имя им было – РОД. Род – это все, род есть во всем, все есть в роде. А то, что нас окружает, что находится при Роде – называется ПриРодой. После таких слов, наверное, многие зададутся вопросом – а как же русские Боги? Ведь у славян их было множество! Ответ таков: Боги – это наши предки, которые так же составляют РОД.

И славяне не только чтили Богов, а еще пытались с ними сравниться! В наше время не каждый такое осмелиться сделать, да и мало, кто сможет. То есть, древние предки славян совершили настолько великие дела, что стали Богами. И теперь все они являются ликами Рода – каждый следит на земле за Природой, и своими потомками. Так Стрибог приносит нам ветер, Перун помогает одолеть врага в войне, Велес дает нам знания.

Получается, славянин-язычник каждый день пользовался дарами Природы и Богов, естественно, почитая их. Разве кто-то возьмется оспаривать, что долгие столетия, даже уже после введения христианства, русские люди с любовью относились к Природе.

Некоторые очень странные люди прямо-таки заявляют, что до введения христианства на Руси не было культуры. Да что культуры, Руси-то, как таковой, оказывается, не было!

Думаю, что не стоит доказывать, что до Владимира Крестителя Русь существовала как государство, на это уйдет слишком много времени, да и тема работа несколько иная. Хочется просто сказать, что славяне-язычники не были полуголыми дикарями и не бегали в IX и X веках с кое-как сделанными дубинами.

Во-первых, у славян еще до Кирилла и Мефодия была письменность. Доказательство тому то же самое житие Кирилла – в котором сказано, что «И нашел Философ здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью»

Это пример из жития Кирилла-Константина.

К тому же можно вспомнить древние святилища славян, языческие храмы которые возводили наши предки, были прекрасны. Самое известное святилище славян – Аркона была завоевана датским королем Эриком, который при ее взятии сказал: «В центре равнины находился город; в городе этом выделялось святилище, чудесно исполненное из дерева; в этом святилище не только почитали Добро, но в нем были также изображения тех богов, которых боялись. Наружную оболочку составляла связная конструкция; верх был покрыт красной (червоной) краской; внутренней опорой служили четыре столба, а вместо стен (внутренних?) были повешены пышные ткани»

У славян задолго до принятия христианства была экономика, торговля, а так же ремесленное искусство.

Но кем же были наши предки-язычники? У мужчин было лишь два пути – Воина и Мудреца.

Оспаривать то, что они были могущественными воинами – бессмысленно. Кто забудет Олега Вещего, объединившего славянские народы, пошедшего на Константинополь. Греки так испугались его, что заперлись в собственном городе. Тогда Великий князь велел поставить свои корабли на колеса. Так славяне и въехали в Византию. От войны тогда греки отказалась, предпочтя одарить князя и его дружину. Разве можно забыть Игоря, сына Рюрика, который покорил степняков и два раза ходил на Византию? И никогда не должен исчезнуть в памяти потомков Великий русский князь воин-язычник Святослав. Он одержал победу над Хазарским каганатом, над болгарами, и только трусливые греки хитростью смогли договориться с ним о мире.

Кто будет спорить и с тем, что наши предки были мудры, не в пример нам? У язычников был и тотемизм – т.е. вера в то, что их род произошел от какого-либо животного. И именно это животное данный род и почитал. Получается, через почитание животных, да и вообще всего живого мира, славяне сохраняли природу, животных. Правда, некоторые очень странные люди, в нашем веке называют наших же предков чуть ли не вегетарианцами, что никак не доказывается. Нет, славяне вынуждены были охотиться, чтобы жить. В наше же время почитание всего живого – сменилось презрением – как же человека – царь природы! А добыча пищи – развлечением, издевательством над животными. Сейчас вырубают леса, чтобы хорошо жилось человеку. Разве мог себе позволить сделать то же самое наш предок? Нет, он просто не осознавал себя без природы, без всего того, что его окружает. Ведь люди, звери, Боги – все они составляют РОД. Разве можно уничтожить часть РОДА ради своего же блага?! Никогда такого не было в мыслях славян, что подчеркивает их мудрость. Седые волхвы, которые изучали тайны Природы, были мудры, давая советы людям.

Обязательно нужно сказать, что именно язычество давало человеку полную свободу. Именно язычники были равны перед друг другом, но точно так, же они были ответственны перед друг другом (не надо понимать это как «все были как все», это сейчас безумцы стремятся сделать каждого как все). Да и не только перед друг другом, все за что-то отвечали, каждый находил себя, делал то, что считал нужным. Так Боги управляют стихиями, за счет них живет все живое, так ремесленник делает дом, воин сражается за Родину, князь (первый среди равных и никак иначе) следит за порядком, женщины шьют одежду. И все они при этом испытывают счастье и радость. Как писал Илья Маслов: «Счастлив поэт, творящий эпос; счастлив витязь, побеждающий врага; счастлив мудрец, постигающий тайны природы. И вдвойне, втройне, счастлив тот, кто совмещает в себе несколько таких ликов». Вселенная бесконечна, бесконечна языческая свобода, и так же бесконечны новые знания, которые люди стремились получить.

Церковные служители ругают язычество в основном за многобожие, называя языческих богов мракобесами и т.д. Само язычество, в принципе к иным религиям очень терпимо. Славяне считали, что на свете вполне хватит места всем богам. Что касается многобожия: славяне всегда уважали семейные отношения. И Боги были частью семьи. То есть, вот есть глава семьи – Перун, но так же есть родитель – Сварог, а есть прародитель – Род. Богов много, так разве плохо, когда семья большая? Разве можно одному богу отвечать за все? Нужно чувствовать то, за что отвечаешь. Бог огня, Бог воды, все они чувствуют свои стихии и отвечают за них. Боги разные, так же как и разны мы с вами, но все равно, как бы не был плох человек, он остается в семье. Так и Боги, каких бы плохих качеств у них не было, они все равно будут друг другу братьями, сестрами, отцами и матерями.

Историк Лев Прозоров в своих работах говорит, что язычество не совместимо с верой в прогресс. Слово «старый» у славян имело значение, как «знающий», «мудрый». Новое же время ассоциировалось с навью – миром мертвых. Тут речь касается лишь времени, получение новых знаний, создание чего-либо нового в язычестве всегда приветствовалось.

По представлениям современных язычников, у славян мир делился на три части: Навь, явь, правь. Навь – это мир ночи, тьмы, мир мертвых, по которому мы путешествуем во снах. Навьи – это духи, духи невидимых мертвецов. Явь – это наш мир, в котором мы живем. Правь – это мир Богов, но именно существование такого существительного, как «правь» и употребления его славянами, официально не доказано.

Немало упоминаний о том, что славяне-язычники верили в загробную жизнь. По рассказу Ибн Фадлана художник Генрих Семирадский написал свою картину «Похороны знатного руса». У разных языческих народов сохранились упоминания о том, что когда кто-то из людей погибает, то тело его сжигают на костре (или отправляют по воде, как у викингов), чтоб он быстрее вознесся к Богам и предкам. Так же хоронят его с его личными вещами (оружие, конь и т.д.), могла отправиться с мужем и жена (если таковая имелась). Похороны всегда заканчивались пиром и тризной – гулянием, состязанием между воинами. И тризна эта имеет значение Жизни, противопоставляя себя Смерти.

Илья Маслов когда-то высказал свою мысль: «Древнее проклятие язычника: «Чтоб тебе умереть спокойной смертью в постели!» Сейчас стало желанием большинства». Человек должен был быть всесильным, он должен был трудиться, сражаться, побеждать. В этом и был смысл жизни – реализовываться через власть, в том числе и над собою, и свободу. И по сей день в книгах встречается выражение: умереть нужно красиво. Веры в такую смерть, как мы ее представляем сейчас, тогда не было. Храбрый человек, умирая, обязательно родится вновь. Вот почему враги так часто восхищались тем, что славяне не боялись смерти.

Язычество четко давало знать человеку свое место в мире, помогало ему найти себя, но и возлагала на него большую ответственность – за тот мир, который его окружает. Ведь весь мир для славянина-язычника был живым и все живое одинаково отвечало за мироустройство.

Коментарі  

Гера
0 #6 Гера 18 травня 2014
Сама книга ни при чем, а название подходит по смыслу.
Костя
0 #5 Костя 18 травня 2014
"Ну, а вообще получается, что сами люди происходят от Богов. Есть такая книжка "Трудно быть Богом". Вот как бы и тут такой смысл." - ни фига не связал. вообще Как эта книжка относится к этому всему. Это раз. А второе - книжка... Ладно.
Гера
0 #4 Гера 18 травня 2014
Потому что Богом быть трудно.
Костя
0 #3 Костя 17 травня 2014
Ну, ты Гера задвигаешь... А "Трудно быть Богом" здесь при чем?
Гера
0 #2 Гера 14 травня 2014
Не совсем правильно. В языческом мировоззрении есть такое понятие РОД. Этот род вместе составляют люди, звери, деревья, птицы, камни и точно так же Боги. Про сравнение с Богами, опять же многие люди пытались сравниться с ними. Ну, а вообще получается, что сами люди происходят от Богов. Есть такая книжка "Трудно быть Богом". Вот как бы и тут такой смысл. На все живое - которое составляет РОД, возлагается определенная ответственность за весь этот РОД. На животных одна, на людей, естественно, большая ответственность . А уж на великих Богов и вовсе огромная ответственность возлагается. РОД - это и есть высшие силы, и это не существо. И люди, как ты говоришь, не сравнялись с Богами, а так же как и Боги всегда были частью Рода. Как-то так.
Юля
0 #1 Юля 14 травня 2014
Прочитала первую чась роботы. Мне понравилось. Легко, интересно читать и совсем не нудно! Еще мне понравилось, что на все утверждения есть доказательства, что очень ценно!
Но у меня вопрос. Правильно ли я поняла?
С начала Боги были висшими сувществами и називались РОД, а потом люди сравнялись с ними и стали как бы тоже РОДАМИ. Так произошли Бог Нептун и все остальные, а еще потом люди опять стали им поклонятся. ???

У Вас недостатньо прав для коментування. Реєструйтеся або авторизуйтеся.

 

Коментарі