В этой короткой заметке расскажу о замечательном мастере А. Родченко
Бывает так, что вся каждодневная обыденная жизнь человека подвиг. Оставаться собой, делать то, что диктует тебе твоя совесть и талант, не идти на компромисс с собой, противостоять обстоятельствам бывает так же трудно, как подниматься в атаку.
“Ничто так не карается в искусстве, как соглашательство”, – писал Родченко, и всем своим творчеством боролся против него, за жизненную, историческую правду.
Александр Родченко — живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, родился 23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург и скончался 3 декабря 1956, в Москве.
Александр Родченко начал фотографировать в 1924 году с исполнения ряда портретов, например В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др. Как фотограф, Родченко стал известен благодаря замечательным экспериментам с ракурсом и точками фотосъемки. И не только...
Представьте какой была фотография в начале 20 века. Классические композиции, похожие на старые картины, выдержанные ракурсы, равновесие. Родченко один из первых вышел из фотостудии на улицу, взял в руки миниатюрную "лейку" и главное принялся фотографировать так, как видит живой глаз.
Его смелые острые ракурсы, его крупные планы до сих пор удивительно современны. Неограниченный полет фантазии, умение увидеть в обыденном необыкновенное, вот что отличало Родченко. И в каждом фото форма не ради формы! В каждом фото Родченко стремился раскрыть суть увиденного. Стремился создать полноценный художественный образ.
Многим такой новаторский подход мастера не нравился. Родченко критиковали и исключали, ему угрожали, а если вспомнить в какое время он жил, то вряд ли мастер мог позволить себе не обращать внимания на угрозы, и тем не менее он предпочел не меняться. Хотя это было, наверное, чрезвычайно трудно и... и, как сказал Анри Матисс: "Творчество требует мужества."
Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко". Между прочим, в Сети и не только в Сети, есть шрифт носящий фамилию нашего героя: "Rodchenko". (Шрифт разработан фирмой ParaType в 1996 году (дизайнер Тагир Сафаев) на основе шрифтовых работ советских конструктивистов 1920-30-х годов.)
Вот что говорил сам Родченко о фотографическом искусстве:
"Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях....
...Мы не видим, на что смотрим. Мы не видим замечательных перспектив-ракурсов и положений объектов. Мы, приученные видеть привычное и привитое, должны раскрыть мир видимого. Мы должны революционизировать наше зрительное мышление.
Мы должны снять с глаз пелену... (и) ...видеть новое даже в обыкновенном и привычном. А то у нас в новом норовят увидеть старое. Трудно найти и увидеть в самом обыкновенном необыкновенное.
А в этом вся сила."
Родченко один из тех фотомастеров, кто своим творчеством полностью изменил отношение к фотографированию.
Мировая фотография после Родченко стала другой, обрела новое звучание и дыхание. Здесь, в короткой заметке невозможно охватить все грани этой яркой личности, но тот кто действительно намерен серьезно заниматься фотографированием или дизайном может набрать фамилию Родченко в любой поисковой системе, чтобы убедится в правоте вышесказанного. Впрочем, даже если он этого не сделает, в любой мало-мальски серьезной фотошколе или дизайнерской мастерской ему объяснят, что значит личность Родченко для современного искусства.
Да, вот еще пару слов о последнем фото нашей небольшой подбюорки. Я не смог найти подтверждения в Интернете и совершенно забыл источник истории которую слышал и о которой расскажу. Но история такая. Она говорит о том, с чем приходилось сталкиваться мастеру и как он, не изменяя себе, выходил из сложных ситуаций. Одно из фото серии "Беломорканал" похожее на то, что вы видите здесь Александр Родченко предложил в некий журнал. Там ему ответили, что у заключенных лица печальные на фотографии и поэтому журнал отказывается ее публиковать. Тогда мастер принялся за работу и к утру на лицах всех, ВСЕХ! заключенных, которые были видны на общем плане, нарисовал улыбку.
Я видел то фото. Оно композиционно похоже на вот это, которое опубликовано в моей заметке последним. Только заключенные не идут, а стоят и смотрят в объктив мастера и от этих улыбок... что вам сказать, сильное впечатление!
Сейчас я еще раз попробовал найти в интернете эту историю и тщетно. Так что, уж и не знаю, что и думать. А ну как, она мне действительно приснилась? Впрочем, если даже и так...
Коментарі