Вопрос Командору

В своих книгах я описываю разные времена: и период кругосветных плаваний, и годы Крымской войны, и свое детство, и будущие века, и даже библейскую древность. И настоящее время - тоже. С чем именно тут надо сравнивать нынешние дни? И в каком смысле сравнивать? И для чего?.. Впрочем не думаю, что при любом сравнении теперешние годы остались бы в выигрыше - очень уж много всяких сложностей и грустных событий случается в нашу эпоху. Но, с другой стороны, детство всегда остается детством и позволяет найти в себе немало радостей. Надо только уметь видеть их...
Будь моя воля, я заменил бы нынешний мир материком, который держится на трех китах (Мудрилле, Храбрилле и Хорошилле) и существует в моей повести "Мальчик девочку искал". Там, в стране Тыквогонии, не случается больших бед, нет по-настоящему злых людей, а император играет с мальчишками-барабанщиками в детскую игру "чопки". Конечно, это шутка, но, не совсем.
А жить постоянно мне хотелось бы в городе Инске из своего романа "Ампула Грина". Но, поскольку Инска на свете нет, я обитаю в Тюмени. Жизнь здесь не такая радужная, как в городе из книги, но все-таки я доволен: Тюмень - город детства.
Что касается других писателей, то с ними такая ситуация: как читаю хорошую книжку - так мне сразу в нее и хочется перебраться. Беру "Тома Сойера" и мечтаю оказаться в Сент-Питерсборо на берегах Миссисипи; открываю. "Вино из одуванчиков" и начинаю мечтать об уютном городке времен детства Рэя Брэдбери; перелистываю катаевскую повесть "Белеет парус одинокий" и хочу превратиться в мальчишку на старых одесских улицах. Все-таки удивительное чудо - книги. Помогают переноситься в пространстве и времени.
Ответ: В 1975 году мы с ребятами во флотилии "Каравелла" построили парусник, очень похожий на "Капитана Гранта" (он назывался "Дик Сэнд"). Мальчишки из экипажа этого судна во многом и послужили прототипами "Колыбельной для брата", хотя, конечно, не всегда и не во всем ("собирательность" тоже имела место).
А к одноименному фильму я отношусь без особой критики, но и без восторга. Не нравится мне то, что в нем оказались скомканными, по сравнению с книгой, "парусные" эпизоды. И очень недоволен тем, что режиссер без моего ведома переделал финальную песню. В "Каравелле" есть замечательная мелодия на эти слова, но режиссер решил сочинить свою. По-моему получилось "не очень". Кроме того, он зачем-то вместо первого куплета (со словами "Помиритесь, кто ссорился+") тоже придумал свой. Зачем - непонятно.
А какая из моих книжек мне нравится больше остальных, я не знаю. Отвечаю обычно так: пусть выбирают читатели.
Простить себя трудно потому, что ты знаешь свою душу, как никто другой. Знаешь всю глубину своей виноватости. Как говорится, себя не обманешь. И все же, мне кажется, что в каких-то случаях можно простить себя. Например, если исправишь последствия своей вины. А если это уже нельзя исправить, сделаешь суровые выводы и поклянешься себе больше не совершать таких поступков. Но все, конечно, зависит от степени вины. И еще важно, чтобы тот, кто пострадал по твоей вине, простил тебя тоже.
Ну, что значит "как относитесь"? Я верующий человек. И стал таким не сразу, а после всяких размышлений, философских анализов и "взвешивания истин". Пришел к выводу, что невозможно объяснить возникновение, развитие и смысл Вселенной, если не признать существование Творца. Кстати, такую точку зрения поддерживают многие известные ученые, а они ведь немало понимают в жизни.
Какую религию выбирает человек, зависит от многого: от того, где он родился, в какой культуре воспитывался, в какое время живет и так далее. Но обрати внимание: все великие, самые известные религии, которые основаны на вере в Единого Бога, не призывают к тому, чтобы один человек делал вред другому (если только религию не пытаются исказить корыстные жрецы и чиновники). Настоящая вера, на мой взгляд, помогает сохранять в душах ясность и доброту.
Да были горнисты - в конце шестидесятых, начале семидесятых годов. Но их обучение требовало немало сил: ведь эти ребята должны были играть по-настоящему, а не "тутукать" в трубу , как на школьных сборах. Одно время в Свердловском дворце пионеров работала секция горнистов, там и занимались трубачи "Каравеллы". Потом секция закрылась, наши прежние горнисты выросли, а новых ребят больше привлекали барабаны, которые мы научились делать своими руками. Мастерству барабанщиков наши мальчишки и девчонки обучались в Артеке и в "Орленке", где бывали довольно часто.
В каждом коллективе свои традиции, для нас главными сделались барабанщики, они стали передовой шеренгой отряда.
Впрочем, горн в "Каравелле" всегда был, но его использовали не для сборов, не для парадных линеек, а просто как сигнальный инструмент.
Катя, писать книги - трудное дело. Правда, иногда кажется, что это легко. Я вот, например, с легкостью, весело писал несколько повестей: "Бегство рогатых викингов", "Баркентина с именем звезды", "Мальчик девочку искал". Но потом, закончив повесть, я понимал, что и эта рукопись потребовала от меня немало сил будто тяжести таскал. Такие вот сложности в писательской работе.
Вадим, жизнь без всякого зла, к сожалению, невозможна. Силы природы людям не подвластны. Вспомни хотя бы прошлый год: извержения вулканов, цунами, землетрясения, наводнения, засухи, эпидемии, пожары. Сколько несчастий и человеческих жертв. Но есть другое зло - его источником бывают сами люди. Это их жадность, властолюбие, эгоизм, зависть, желание наживаться за счет других. Отсюда - войны, кризисы, бедность одних и сверхбогатство других. Как тут быть?.. Христос сказал: "Да любИте друг друга". Это одна из главных заповедей для сохранения человечества. Но пока далеко не все помнят о ней. Любить дюдей - это не значит, что надо со всеми обниматься и водить веселые хороводы. Но надо понимать, что все люди, так же, как и ты, имеют право на хорошую жизнь. Надо, по мере возможности, помогать им в этом, а не грызть глотки своим ближним.. Если люди не осознают необходимости товарищеского отношения друг к другу, хорошей жизни на планете не будет. А если осознают, в конце концов можно будет всерьез спорить и со злыми силами природы.
Конечно, я не хотел бы жить в таком городе. Там был бы сплошной кавардак. Чтобы управлять городом, нужно обладать множеством профессий и навыков, которые есть только у взрослых. Представляю, например, что началось бы в городском аэропорту, если бы у пультов сели двенадцатилетние диспетчеры. И как работали бы электростанции, пекарни, больницы и городские управы с десятилетними "мастерами" и специалистами. На свете есть установившийся порядок: дети сначала должны учиться, а потом уже брать в руки управление разными сферами жизни, иначе жизнь эта пойдет под откос.
Правда, надо заметить, что и среди взрослых встречается немало бестолочей и невежд, которые в детстве ничему толком не научились, но все равно ухитряются пролезть на командирские посты. Отсюда в мире - всякие беды и несчастья, о которых мы слышим каждый день. Но это уже отдельная тема.
Мысли из детства обычно приходят легко и быстро - надо только захотеть. Бывает, закроешь глаза, и трава обочины сразу начинает шелестеть по спицам твоего детского велосипеда.