С детства Крапивин очень любил книги Александра Грина. Вот как он рассказывал о первой встрече с творчеством знаменитого писателя: «…в мае 1956 года, я заканчивал десятилетку и от полноты чувств мчался по тюменским улочкам на велосипеде. Ехал, куда глаза глядят, а приехал на вокзал и, остановившись у книжного лотка, увидел синий томик с земляничными парусами на обложке и стремительным росчерком – «Александр Грин». Тут же, на привокзальной скамеечке, прочитал первые страницы, начиная с предисловия Паустовского. Навсегда вошли в мою жизнь Фрези Грант и капитан Дюк, феерия «Алые паруса» и рассказ «Гнев отца». И я уже знал тогда, в пятьдесят шестом, что буду писать рассказы о парусах особенных ветров».
Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, писатель объяснил: «Дети, обычно, скорее хотят стать взрослыми, а мне, наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят».
Владислав Петрович придумал создать детский клуб на основе самоорганизации. Так в 1965 году родился отряд «Каравелла» имени Аркадия Гайдара, объединяющий всех, кто стремился жить интересной творческой жизнью - отряд юных корреспондентов, моряков и фехтовальщиков, который имел статус пионерской дружины, пресс - центра и парусной флотилии журнала «Пионер».
Отрядовцы постоянно публиковали свои статьи в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда», а ещё - все вместе писали книги о пионерской жизни - так появилась уникальная книга «Здравствуй, отряд!» (написанная отрядом «Каравелла», под редакцией Владислава Крапивина): «В городе Свердловске, на Урале, есть большое озеро - Верх-Исетское. Весной, как только сойдёт лёд, на синей воде появляются похожие на косые белые крылья паруса. Их много. Но среди этих белых крыльев сразу можно заметить те, у которых особый, похожий на штурманскую нашивку, знак в верхнем углу. Эти яхты всегда держатся дружной группой. Вместе скачут среди крутых гребней при крепком ветре, вместе убегают за дальние острова, вместе возвращаются к пирсу. Если спросите, чьи это парусники, мальчишки на берегу скажут: «Флотилия отряда "Каравелла…»
В отряде была создана парусная флотилия, которая и сейчас участвует в соревнованиях и парусных походах. Сейчас флотилия насчитывает около двадцати яхт трёх классов: «штурман», «кэч» и «гафельная шхуна». Все яхты были построены в отряде «Каравелла» самими детьми и их инструкторами. Проекты яхт «штурман» и «кэч» были разработаны самим Владиславом Крапивиным. Позднее, на Верх-Исетском водохранилище стали ходить еще восемь яхт, потом флотилия обзавелась двухмачтовыми яхтами класса «бермудский «кэч» («Гек Финн» и «Джим») и гафельной шхуной, которая была названа «Гаврош». Флотилия постоянно растёт - и сейчас создаются новые яхты. Со старшими ребятами отряда проводятся серьёзные занятия по «Истории флота»: они изучают историю знаменитых морских сражений, устройство парусных кораблей и символику морского флота.
Более тридцати лет бессменно Владислав Крапивин был Командором этого отряда, он утверждает: «Каравелла» была смыслом моей жизни. Да если бы только моей! Многих ребят тоже». В настоящее время, легендарный отряд возглавляют его молодые выпускники, он продолжает свою многостороннюю работу и в XXI веке. Существует и активно посещается интернет-сайт «Отряд Каравелла».
«...Жил, играл, книжки читал и думал, что у меня всё хорошо, лучше некуда. Потом пришёл в отряд... И оказалось, что ещё лучше. С настоящими товарищами - лучше в сто раз!»
Митя Кононов.
(Из рассказа в ребячьем журнале "Синий краб")
«...Отряд - это когда люди не могут друг без друга, без настоящего дела».
Ира Хлебникова.
(Из заметки в стенгазете "Атака")
«Мы открываем в походе себя и друг друга.
Это, пожалуй, важней неоткрытых планет».
(Из отрядной песни)
Первая книга Крапивина «Рейс Ориона», вышла в 1962 году в Свердловске, когда писателю было всего двадцать четыре года, - и она сразу заинтересовала читателей. Сегодня у Владислава Петровича более двухсот изданий на различных языках. Ещё до окончания учебы в университете, он стал работать журналистом в газете «Вечерний Свердловск», а потом многие годы сотрудничал в журналах «Пионер», «Уральский следопыт» и в Средне-Уральском книжном издательстве. Крапивин - признанный мастер фантастического жанра. В цикле его произведений «Мир Великого Кристалла» представлено множество реальных и фантастических миров, переходящих друг в друга, соприкасающихся друг с другом, существующих в едином времени. Населены они, в основном, детьми - взрослые в них редко имеют «решающий» голос, а «героями» становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе. Любимые персонажи писателя - это дети-«койво» (по его собственному определению): ребята-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры.
Владислав Петрович награждён многими престижными литературными наградами, но особо гордится всероссийской премией имени А. С. Грина: «Премия эта - самая главная для меня награда. Потому что творчество Грина, его герои и судьба сопровождают меня всю жизнь, выручают, подталкивают к решительным поступкам. Помню, однажды стоял на краю парашютной вышки и отчаянно трусил. Но потом обругал себя: «Что ж ты тут топчешься, что подумают о тебе бесстрашные и сильные гриновские герои?» И чтобы вы думали - я сиганул вниз!»
Ряд повестей уральского писателя был экранизирован - ребята познакомились с кинофильмами и телеспектаклями: «Валькины паруса», «Оруженосец Кашка», «Всадники на станции Роса», «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса», «Ещё одна сказка о Золушке», «Мушкетёр и фея».
В 1978 году в Подмосковье, недалеко от города Солнечногорска на берегу озера Сенеж, творческой группой Центрального телевидения был снят телесериал «Та сторона, где ветер», о котором Крапивин пишет: «…получился он слабеньким. Были там и хорошие моменты - благодаря отличной игре мальчишек, исполнявших главные роли. Но что могут сделать мальчишки, если режиссер «спускает на тормозах» основные, самые напряженные эпизоды? Если, например, страшную грозу, во время которой едва не гибнут двое ребят, операторы снимают не под тучами и молниями, а при светлом небе и жиденьком случайном дождичке? И так во всем…» После очередного конфликта со съемочной группой на попутной машине Крапивин уехал в Солнечногорск. «В городе я побродил по улицам, позаглядывал в магазины (без всякой цели) и наконец, остановился у ларька, где торговали разной мелочью. В том числе игрушками. На прилавке лежали пластмассовые куклы, деревянные клоуны, а среди них – тряпичный заяц в кепочке как у одесского пижона и в оранжевом комбинезоне». Заяц стал для писателя настоящим другом. «Верьте не верьте, но я ощущал в Митьке живую душу. Можно счесть это непростительной сентиментальностью сорокалетнего мужика, можно - «сдвигом по фазе», результатом того, что долго работал в жанре фантастики. Но я пишу то, что было».
Полюбили Митьку и ребята из крапивинского отряда - для них заяц был тоже не просто игрушкой. И заяц Митька всегда был с ними: «Во время выхода на воду его привязывали на носу яхты - к передней оттяжке мачты, - и он мчался над гребнями волн, впитывая ватными внутренностями брызги… Сначала Митька ходил на разных парусниках, но потом «прикипел» к яхте «Румб». На «Румбе» с годами менялись капитаны, но Митька оставался там бессменным членом экипажа. Не раз он попадал во всякие приключения…» Однажды Митька спас одного мальчика от верной гибели, когда две шхуны столкнулись на одном из уральских озер. Бывало, он помогал самому Владиславу Крапивину в ситуациях сложных и опасных. С тех пор, без зайца Митьки он не в одну проездку не отправляется. «Всё-таки он на самом деле живой! - пишет Крапивин, - Может, потому, что он частичка меня самого. В нём какая-то доля моей души. А ещё в нём тепло тех людей, которые держали его в ладонях…»
В результате дружбы писателя и замечательного зайца, появилась необычная книга Крапивина «Заяц Митька» (повесть – воспоминание). В ней автор рассказывает о себе, о «Каравелле», о своих севастопольских друзьях, о своей любви к морю, к парусам, к «лучшему городу на Земле» - Севастополю (кстати, Владислав Крапивин был награждён почётным знаком «За заслуги еред Севастополем»). В центре этого искреннего, иногда грустного, иногда очень смешного повествования - «корабельный заяц» Митька.
В 2007 году Владислав Крапивин переехал жить в Тюмень, где он был избран профессором Тюменского государственного университета и ведёт «Школу литературного мастерства».
А через год, по его повести «Трое с площади Карронад» был снят телевизионный четырёхсерийный минисериал - сам Крапивин считает этот фильм лучшей экранизацией его произведения. Через два года был создан ещё один фильм - «Легенда острова Двид» (по мотивам повести «Дети синего фламинго»). Владислав Петрович написал сценарий кинофильма «Бегство рогатых викингов», который был снят в Тюмени. Его планировали выпуститьна экраны уже в 2011 году, но ряд трудностей заставил отложить показ фильма на неопределенное время. И хотя в январе 2011 года уже прошла демонстрация отснятых материалов фильма в Губернаторском зале библиотеки ТюмГУ, для массового зрителя фильм пока недоступен.
15 июня 2011 года открылся «Музей-выставка» Владислава Крапивина, где представлены экспонаты, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Крапивин - один из самых парадоксальных авторов современной детской литературы. При всей своей колоссальной известности, этот писатель на удивление мало исследован литературной наукой. А сам Владислав Петрович очень скупо выcказывается по поводу собственного творчества и оставляет свободу толкования своих книг читателям - «no comment». Главное, что Командор желает всем нам: «…любите книги, не верьте, что они устарели. Книги вечны».
Комментарии
Не уверен, что самый высокий. Разве все запомнишь, что было?
Это сайт детский. Он специально создан для детей. :) Поэтому взрослые не имеют доступа ко многим ресурсам. :( Указывать неверные данные о себе не следует. Ведь в Интернете есть много литературных сайтов и викторин открытых для всех возрастов.
Получается, с одной стороны, проверяем свои знания, которые у нас уже есть, а с другой - получаем новую информацию,
о которой, возможно, ещё не знаем... ))