Представляем викторину для детей и взрослых по сказке «Синяя птица».
Теперь подробнее! Бельгийский драматург Морис Метерлинк родился в 1862 году в Генте, в зажиточной фламандской семье (отец его был нотариусом и директором гентского музея). Учился он в иезуитском колледже. И хотя мальчик искренне интересовался поэзией, литературой - родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете.
Получив в 1885 году диплом, Метерлинк поехал в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако шесть месяцев, которые он провёл в Париже, полностью были отданы литературе.
Вернувшись в родной город, Метерлинк, хотя и работал юристом, всё равно продолжал заниматься литературой: в 1889 году была издана его пьеса-сказка «Принцесса Мален». Влиятельный французский критик Октав Мирбо назвал эту пьесу шедевром, а её автора сравнил с Шекспиром. Такая высокая похвала знаменитого профессионала стала решающей в судьбе будущего драматурга: Метерлинк оставил юридическую практику и целиком посвятил свою жизнь литературе. В последующие годы он написал ещё несколько пьес, в которых живёт таинственная атмосфера сказки, где герои говорят многозначительными фразами, и многое остается как бы недосказанным - и тем самым, ещё больше увеличивает загадочность происходящих событий. А вот в сказках о пчелах и о разуме цветов писатель выказал близкое знакомство с зоологией и ботаникой, ведь он вырос вдали от городских камней, среди полей, лесов и садов мирной Фландрии.
В 1894 году Метерлинк написал три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля». Драматург считал, что, в отличие от актеров драматического театра, куклы наиболее выразительно могут сыграть сам символ: «эмоцию», «воспоминание», «чувство», «свет», «ночь», «молоко», «хлеб» и т. д. Он понимал, что с помощью выразительных средств кукольного театра наиболее ярко и точно будут представлены фантасмагорические, мистические, загадочные типы героев его сказок.
«Синяя Птица» - всемирно известная пьеса Метерлинка - была впервые поставлена в 1908 году К. Станиславским в Московском Художественном театре; поставили эту пьесу и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Париже. Всех читателей и театральных зрителей пьеса сразу захватила в плен своей сказочной фантазией и блестящей иносказательностью.
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности, за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. В 1919 году Метерлинк женился на Рене Даон, актрисе, игравшей одну из ролей в «Синей Птице».
Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства. Во время Первой мировой войны Метерлинк, как истинный патриот, попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в неё из-за возраста. B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара. Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк уехал в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк «Пчельник» уже в 1947 году.
«Синяя Птица» Метерлинка продолжает жить на подмостках театров мира и в XXI веке. Её по-прежнему любят и дети, и взрослые – ведь как не любить праздник Рождества, родной тёплый и уютный дом, отца, маму, бабушку и дедушку, младших братишек и сестрёнок, наших верных друзей - кошек и собак? Писатель не навязывает нам своих непререкаемых мнений, а просто, умеет так повернуть литературный «волшебный алмаз» - что мы вдруг начинаем замечать то, чего раньше не ценили или не хотели понимать! Его сказки будят уснувшие трогательные и нежные чувства, сострадание к слабым, настороженность к коварным силам зла.
Синяя Птица и есть не что иное, как символ счастья, которое люди ищут повсюду: в прошлом и в будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье находится у них под рукою, в их собственном доме, так что, в сущности, счастье искать не надо, а только нужно суметь его увидеть: оно везде. Когда Тильтиль, попав в «Сады Блаженств» с недоумением спрашивает, неужели у него дома живут Блаженства, в ответ ему раздается дружный хохот Блаженств: «Слышали? Живут ли Блаженства в его доме? Да знаешь ли, мой бедный мальчик, их столько там, что они выпирают двери и окна». Эти Блаженства: голубое небо, восход солнца, свет звезд, тепло домашнего очага…
У нас в Музее кукол и детской книги была на выставке фарфоровая кукла «Отец-время»: она изображала красивого молодого человека с маской древнего старика в руке – стоило снять с его руки эту маску и надеть ему на лицо – как он мгновенно превращался в старика – а потом наоборот. Этот образ из «Синей Птицы» очень соответствует волшебным предновогодним дням: вот он – ещё с нами – отец «Старый год», а только часы пробьют 12 – он превратится за секунду в юношу «Новый год». Рождественская сказка совсем рядом! И к каждому из вас - пусть прилетит своя Синяя Птица!
Викторина подготовлена по переводу Н. Любимова
Издательство "Художественная литература", М.: 1972. Серия "Библиотека всемирной
литературы".
Ваша Суок
Художник - Виктория Медведева
Пройди тест
Комментарии
Ну что ж... Вскрытие, как говорится. покажет...