«Этот праздник уже задолго до своего прихода манит меня приветным добрым светом». Э. Т. А. Гофман «Приключения в канун Нового года»
Все его книги наполнены загадочными персонажами, которые могут внезапно исчезать или возникать ниоткуда. Так что разгадать эту викторину будет нелегко! Его героям всегда сопутствуют необычные непонятные сюрпризы: крохотный кавалер-шаркун, коробочка-сюрприз, из которой со звоном выскакивает серебряная птичка, механическая кукла, которую не отличишь от живой девушки, миниатюрный замок с золотыми башенками и зеркальными окнами.
Этот маг и волшебник не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо, которым записывал все свои чудесные истории, созданные им буквально из «ничего»: из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся физиономией, из щипцов для орехов, из хриплого боя старых часов.
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кёнигсберге 24 января 1776 г. в семье королевского адвоката. Родители его разошлись, когда мальчику было всего три года, и он воспитывался под присмотром дяди (юриста по профессии) - человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике.
Гофман с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку, играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи - но, несмотря на это, должен был, как и все его предки, стать чиновником. Он покорился воле семьи: окончил юридический факультет Кёнигсбергского университета и много лет служил в разных судебных ведомствах. Жизненные обстоятельства складывались так, что его творческие интересы должны были оставаться на втором месте – он всю жизнь тяготился своей профессией: его угнетала необходимость каждый день идти на скучную юридическую службу (которую он, кстати, знал блестяще), ему не везло в личной жизни, да и характер у него был сложный, склонный к частым депрессиям.
Гофман обладал поистине творческой натурой: он всё время жил в мире фантазий и создавал яркие неповторимые образы в своих сочинениях: «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». В своих фантастических повестях и сказках писатель-романтик искусно смешивает чудеса всех веков и народов со своим вымыслом, иногда мрачным и трагическим, иногда весёлым и насмешливым.
Новеллы Гофмана могут быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но всегда фантастическое в них возникает неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой реальной жизни - это один из великих секретов его книг. Вершиной творчества писателя считается сатирический роман «Житейские воззрения кота Мурра», в котором представлены две сюжетные линии: биография кота Мурра и история жизни при дворе в немецком княжестве капельмейстера Иоганна Крейслера. Эта книга – исповедь учёного кота Мурра, который является здесь одновременно и автором, и героем, и обыкновенным домашним котом, и фантастическим персонажем (кстати, у самого Гофмана был любимый кот Мурр).
Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои книги он иллюстрировал сам.
Гофман боготворил музыку: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает». Своё первоначальное имя «Эрнст Теодор Вильгельм» он изменил, использовав имя «Амадей» - в честь своего любимого композитора Моцарта. Музыку он писал под псевдонимом Иоганн Крейслер. Из его музыкальных сочинений наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина», среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Гофман был также декоратором, драматургом, режиссёром и помощником директора Бамбергского театра.
Сказка «Щелкунчик и мышиный король» стала всемирноизвестной Рождественской историей. Сюжет сказки рождался в период общения писателя с детьми его друга Хитцига: он всегда был желанным гостем в этой семье, где дети с волнением ждали его подарков, сказок, игрушек, которые он делал для них своими руками. Однажды, подобно крёстному Дроссельмееру из этой сказки, он смастерил для своих маленьких друзей великолепный макет замка. Имена детей «Марихен» и «Фриц» он тоже запечатлел в этой сказке.
Удивительно, как сумел он, описывая обычный дом немецкого советника медицины, наполнить его такой неповторимой атмосферой загадочных событий и несбыточных желаний! Он превратил этот прагматичный бюргерский мир в фантастическую многоэтажную немецкую Рождественскую пирамидку, освещённую светом маленьких свечей, в которой уживаются реальность, сон, воображение: злые силы соседствуют с добрыми, а иногда перевоплощаются друг в друга так искусно, что невозможно отличить - кто сегодня друг, а кто - враг.
Деревянный человечек, выточенный на токарном станке кукольником из Саксонских рудных гор, благодаря волшебному таланту писателя, стал необыкновенным всесильным супергероем, который одержал победу в неравной схватке над семиголовым Мышиным королём и его серым войском.
А вот ещё один секрет - эта сказка похожа на матрёшку: в одной большой истории спрятаны другие, по-меньше: «Сказка о крепком орехе», «Кукольное королевство». Любой орех, сам по себе, является символом преодоления трудностей, ведь его надо обязательно расколоть, чтобы достичь вкусного ядрышка. Сколько же трудностей приходится преодолевать деревянному человечку, который бесконечно грызёт орешки!
Другая грань этой совсем не простой сказки - это призыв быть милосердным к тем, кто в беде, кто сейчас несчастен. Внешний вид не имеет значения, ведь главные ценности - это чистое доброе сердце и верность в дружбе и любви, впрочем, как и во множестве лучших сказок мира.
Скоро наступит Рождество… А в сказке «Щелкунчик» такие заманчивые описания готовящегося зимнего праздника, так трогательно рассказано об украшенной ёлке и о детях, которые ждут чудес в Рождественскую ночь, предвкушая множество подарков! Рождество было любимым праздником и самого Гофмана, К тому же, в Германии традиционно все очень почитают этот праздник и считают его самым главным в году. Немцы целый месяц готовятся к нему: с 1 по 24 декабря каждый день дарят друг другу хотя бы один маленький подарочек, а в ночь на 25 декабря – ночь Рождества - угощаются горячим ароматным глинтвейном и рождественским кексом «Штоллен» с орехами, изюмом и цукатами - прямо как в гофмановском Конфетенбурге, где гостей встречают Марципановый замок, сахарные галереи, фонтаны из лимонада, Леденцовый луг, Цукатная роща, Медовая река, Апельсинный ручей и озеро Миндального молока.
Перечитайте эту всем известную (а, возможно, совсем неизвестную) сказку, именно в эти неповторимые предрождественские дни, когда всем, без исключения, полагается верить в чудеса и волшебство.
Ваша Суок
Пройди тест
Комментарии
Есть мультфильм "Щелкунчик" на музыку П. Чайковского - там нет ни одной реплики - но дети смотрят его с интересом, настолько красивая в нём музыка.
Обязательно сходите на этот балет.
А вот фильм А. Кончаловского мне совсем не понравился. Конечно, вкусы у всех разные - но лучше бы я его совсем не смотрела - мне очень не понравился фильм в общем, хотя есть очень удачные эпизоды.
Обязательно надо перечитать любимую книгу, а ещё сходить в первый раз в жизни на этот балет - почувствовать чудесную атмосферу