В предисловии было сказано о том, что когда-нибудь земляне обязательно полетят к другим планетам. Посмотрев на год издания книги - 1959 - я поняла, что книга появилась до полёта Юрия Гагарина в Космос. Книга была великолепно иллюстрирована, написана увлекательно и, в тоже время, чувствовалось, что автор её настоящий учёный, а не только писатель-фантаст. Я стала искать информацию о нём - и то, что мне удалось узнать, привело меня не только в восхищение талантом и трудолюбием этого человека, но и в досадное недоумение, почему мы ничего о нём не знаем?
Павел Владимирович Клушанцев родился в Санкт-Петербурге 25 февраля 1910 года. В детстве он мечтал стать писателем. Мечта эта осуществилась лишь в зрелом возрасте, когда он, уже оператор и режиссер с именем, начал писать научно-популярные книги для детей.
Его фильмы собирали большое число зрителей в американском и международном прокате. Он произвёл настоящую революцию в области спецэффектов, комбинированных съёмок в фантастическом и космическом кино. И это признавали многие, но только не мы - мы ведь о нём и не знали ничего.
Как это, увы, часто бывало в нашей истории, имя этого выдающегося оператора, режиссёра и новатора на Родине почти забыто. Известен забавный и одновременно грустный эпизод: когда, во время визита в СССР, прославленный Джордж Лукас пожелал лично познакомиться с маэстро Клушанцевым, советские киночиновники лишь недоумённо пожали плечами: «А кто это?» Лукас ответил: «Клушанцев - крестный отец «Звёздных войн». Время от времени, весьма видные голливудские мастера фантастики наведывались в СССР с единственной целью - пообщаться с королём спецэффектов и выведать его секреты. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их» - писал журнал «Американский кинооператор». Компьютерные спецэффекты появились не на пустом месте, они не могли вырасти из комедий и мелодрам. Спецэффекты, которые в до-компьютерную эру делали возможными появление на экране невесомости и фантастических миров, выросли из научно-популярного кино, у истоков которого оказался забытый нами соотечественник.
Знаменитый режиссёр-фантаст Роберт Скотак прислал Павлу Клушанцеву письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможностях кино и изучил в Синематеке все фильмы Клушанцева. Но для него остаются неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые можно было реализовать только с помощью компьютерных технологий. А ведь все свои фильмы советский режиссёр снял задолго до их появления. В апреле 1992 года Скотак разыскал Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, Павел Владимирович безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков - около ста своих оригинальных изобретений. Некоторые из них Скотак использовал, например, в съемках фильма «Титаник», который в 1997 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты. Клушанцев был безмерно рад тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами, ведь эти бесценные сокровища могли со временем бесследно исчезнуть - у нас в стране никто ими не интересовался. Скотак откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не «Звёздным войнам» и, даже не Стенли Кубрику, который снял свою «Космическую Одиссею» гораздо раньше «Звёздных войн» (в далёком 1968 году), а именно, Павлу Клушанцеву и его грандиозному космическому киносериалу: «Метеориты» (1947г.), «Вселенная» (1951г.), «Дорога к звездам» (1957г.), «Планета бурь» (1961г.), «Луна»(1965г.), «Марс» (1968г.)».
В фильмах пионера кинофантастики снимались настоящие роботы, его герои покоряли Космос. Одним из достижений Клушанцева, например, была «фирменная» невесомость. В 1957 году на экраны вышел его фильм - «Дорога к звёздам», в котором пилоты космического корабля плавают в кабине так, словно съёмки проходили действительно в Космосе. А это 1957 год - за четыре года до полёта Гагарина! Он заставлял парить в воздухе артистов и декорации с помощью множества приемов и методов комбинированной съемки. Детище Клушанцева - люминесцентная киносъёмка - с помощью специальной краски и освещения он получал «висящие в пространстве» объекты.
На его научно-популярных фильмах сейчас изучают операторское мастерство студенты зарубежных киноакадемий. Его художественные фильмы вызывают зависть заокеанских коллег, плоть до того, что перемонтированные фильмы Клушанцева они иногда выдавали за свои и даже получали за это «творчество» призы. Кинокартину Павла Владимировича «Планета бурь» растащили на эпизоды, перемонтировали и даже выпустили на экраны в США под другим названием («Путешествие на доисторическую планету») и под другой фамилией.
В 1980-е, когда Клушанцев ушел из кино, и о нём быстро забыли. Признанный во всем мире мастер кинофантастики почти полностью ослеп и до конца жизни ютился с женой в тесной коммунальной квартире.
В 1995 году, в 85-летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале «Discovery» были показаны две передачи о нём, подготовленные Р. Скотаком. В 2000 году, к девяностолетию Павла Клушанцева, на киностудии «Леннаучфильм» вышел фильм-посвящение «Павел Клушанцев - к звёздам». А 25 февраля 2010 года - к 100-летию со дня рождения талантливого оператора, режиссёра и сценариста на телеканале «Культура» был показан документальный фильм «Звездный мечтатель» (снятый в Дании в 2002 году).
Комментарии
Её фото здесь у меня в статье.
Здорово!