«Фантастика – это путь в неизведанное» И.А. Ефремов.
Готовя викторину для детей для нашего детского сайта по книге «Туманность Андромеды», мы задумались, вот интересно, как писатель-фантаст предсказывает будущее? Конечно, он должен быть в курсе всех новейших научных открытий, понимать по какому пути будет развиваться общество, прекрасно знать историю прошлых веков. Но есть вещи, которые не может подсказать никакая наука. Например, как люди будут бороться с одиночеством в мире бездушных механизмов и роботов или, как они найдут общий язык с инопланетянами? Писатель-фантаст должен быть от природы одарён безграничным воображением, мощной экстрасенсорикой, способностью улавливать таинственные сигналы из будущего, проникать в тайны человеческого сознания.
Именно таким писателем был Иван Антонович Ефремов - известный советский русский учёный, мыслитель, легенда фантастики XX века. В своих книгах он одинаково интересно показал как прошлое, так и будущее человечества. Иван Антонович был необыкновенной личностью. Он мог проникать в закономерности развития природы и обладал почти сверхъестественным даром предчувствия и предвидения. Ведь месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие его рассказа «Алмазная Труба». А на Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное им в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика снова стала реальностью, когда в Башкирии нашли пещеру с древними рисунками африканских животных. Знаменитый изобретатель голографии Ю. Денисюк сказал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе Ефремова «Тень Минувшего».
Иван Антонович родился в 1908 году в посёлке Вырица (недалеко от Санкт-Петербурга) в семье богатого лесопромышленника. Вспоминая о богатом родительском доме, он представлял комнаты, обставленные тяжеловесной дубовой мебелью, и медведя во дворе, который сидел на цепи, вместо собаки. Но для него самым любимым местом в доме была прекрасная библиотека отца: уже в четыре года мальчик научился читать, а в шесть – познакомился с романами Жюля Верна и, с тех пор, полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных. А когда семья Ефремовых переехала жить на Азовское море, Иван целые дни проводил на морском берегу. Тогда он без конца перечитывал «Затерянный мир» Артура Конан Дойла и мечтал об опасной жизни морского путешественника.
Но потом он увлёкся наукой. Очень важно, какие встречи выпадают в жизни человеку. Ивану встретился академик П. Сушкин, знаменитый зоолог и палеонтолог, директор Северодвинской галереи ящеров. Академик смог разглядеть в молоденьком моряке будущего серьёзного учёного и зачислил его в штат музея (он даже распорядился поставить в своём рабочем кабинете стол для юного энтузиаста науки). Зимой по восемнадцать часов в сутки Ефремов проводил в музее, а летом отправлялся в экспедиции по Якутии, Средней Азии, Монголии и Китаю.
Научные гипотезы требуют неоспоримых доказательств – и только тогда они могут быть представлены как научные открытия. Будущий писатель решил свои научные догадки описать в фантастических «рассказах о необыкновенном». Это была блестящая идея! Ведь именно книги позволили Ефремову совершить путешествия, которые невозможны в реальной жизни. В середине XX века каждая новая книга Ефремова становилась сенсацией: в его рассказах и романах жили динозавры и инопланетяне, египетские фараоны и древние греки. Алексей Толстой (создатель «Аэлиты»), познакомившись с рассказами Ефремова, сразу почувствовал в них «правдоподобность необычайного» и посоветовал начинающему автору непременно продолжать писать фантастику. Несмотря на то, что Ефремов чаще всего, описывает нереальные события - читателей не покидает ощущение, что действие его произведений происходит на самом деле, настолько оно точно выверено до мельчайших деталей и во времени, и в пространстве. У писателя были огромные «премудрые тетради», куда он, как в музейную коллекцию, собирал всё, что может пригодиться для его воображаемых экспедиций, пока не начинал видеть будущее произведение так ясно - как в кино.
В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о красивых людях и планете, превращённой ими в цветущий сад. Так в 1957 году появился на свет знаменитый роман «Туманность Андромеды». Это было особое время: в этом году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли, вскоре в космос полетела собака Лайка, а 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый космический полёт. С этой минуты встреча с жителями других планет стала казаться реальной. Наступил расцвет научной фантастики и в литературе. Тот номер журнала, в котором печаталась «Туманность Андромеды», исчез с рекордной быстротой - утром его завезли в журнальные киоски, а к полудню все экземпляры были раскуплены любителями фантастики. Аркадий Стругацкий сказал, что эта книга «произвела буквально ошеломляющее впечатление и оказала огромное влияние на всю последующую советскую фантастику. Это было первое произведение такого взлёта фантазии, такого полёта духа». Под влиянием «Туманности Андромеды» братья Стругацкие в 1962 году написали книгу «Полдень, XXII век». Именем Ивана Ефремова названа литературная премия (учреждённая журналом «Уральский следопыт») за вклад в развитие и пропаганду фантастики - она вручается в Екатеринбурге на литературном фестивале «Аэлита».
Писатель был убеждён, что наука ведёт в пустоту, если за ней не стоит философия, основанная на том, что законы эволюции едины для всей Вселенной и «человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Автор верил в колоссальные возможности человека и предпочитал не надеяться на помощь неких «высших существ» из космоса. Эту книгу Ефремов адресовал, прежде всего, молодёжи, которая во все времена была олицетворением будущего.
Мысль о космосе и межгалактических путешествиях привлекала Ефремова задолго до вывода на орбиту первого спутника - он прочитал десятки зарубежных фантастических романов, в которых описывалась гибель человечества и космические войны межпланетных цивилизаций. И тогда у него возникло желание предложить свою оптимистическую концепцию освоения космоса. Так возникла идея «Великого Кольца миров Вселенной»: содружества всех планет, всех галактик. На первом месте в книгах Ивана Антоновича - образ человека будущего. «Нооген» - это слово, в переводе с греческого, означает «рождённый разумом». В романе Ивана Ефремова «Час Быка» так называется первый Звездолёт Прямого Луча - символ победы человечества над Пространством и Временем. Главным двигателем прогресса Ефремов считал не совершенство техники, а эволюцию человека – «разумного человека». Ефремову были близки блестящие идеи К. Циолковского и В. Вернадского, дерзкие поступки романтических героев Г. Уэллса и А. Грина.
Жизнь Ивана Ефремова необыкновенно увлекательной, насыщенной событиями и открытиями. Он путешествовал на торговых кораблях, он искал динозавров, его именем названо семь классов доисторических животных, он придумал новую науку «Тафономию». А главное - он создавал удивительные книги. Иван Ефремов писал в них о красоте, созданной «из окружающего нас космоса. Из души человеческой. Из отражений солнца на воде. Из звёзд, из облаков». Эта викторина для детей и взрослых!
Ваша Суок
Пройди тест
Комментарии
Последняя картинка тут в статье красивая...
Ну если совсем чушь - то да..Но всё-таки редко, обычно я лучше дочитаю, что-бы точное представление иметь..
Кстати, Лида ее как начала, так и бросила. )
Цитирую topolenok:
Ну да,со мной тоже так бывает иногда.. Но я быстро увлекаюсь сюжетом. Вообще, бросить читать книгу на половине - это невозможно
А мне на протяжении всей книги сложно было читать, не любитель я такой фантастики
Да? Странно, почему-то так не показалось... Хотя может, конечно, я просто забыла.
Цитирую Суок:
Ага, буду рассказывать потом потомкам, что я была ещё когда не изобрели видеофон)))
Спасибо!
Вот таких пользователей сайта я люблю!